|
|
N°176, 22 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Европейский экзамен для наших вузов
Российские дипломы будут конвертируемыми к 2010 году
Российские институты и университеты отныне включены в состав единой Европейской системы высшей школы. Соответствующий документ (так называемую Болонскую конвенцию) подписал в конце минувшей недели на конференции европейских министров образования в Берлине глава Минобразования РФ Владимир Филиппов. Тем самым наша страна взяла на себя обязательства присоединиться к процессу создания в Европе единого образовательного пространства.
Вступление в Болонский клуб является одним из самых важных достижений российского образовательного ведомства на внешнеполитическом поприще. Ранее подписанные нашей страной международные соглашения об унификации образовательных систем и о признании дипломов и аттестатов (Лиссабонская конвенция и конвенция ЮНЕСКО) не были столь весомы и не работали на практике. По сути, эти документы лишь остались декларацией о намерениях. Болонская же конвенция более требовательна к подписавшим ее государствам. Присоединение к ней предполагает, что российская система высшего образования должна к 2010 году стать очень похожей на европейскую. В частности, знания студентов будут оцениваться по общеевропейской шкале, а выпускники вузов начнут получать дипломы действительно международного образца.
Правда, как пояснил корреспонденту газеты «Время новостей» один из участников Берлинской конференции, председатель комитета Госдумы по науке и образованию Александр Шишлов, прежде чем отечественную высшую школу признают соответствующей международным стандартам, придется много и кропотливо работать. «Для того чтобы наши дипломы признавались, нам необходимо повсеместно перейти на двухуровневую систему образования (бакалавриат и магистратура), отказаться от системы зачетов учебных программ по часам и ввести единую систему зачетных единиц, или, как их еще называют, кредитов, распространенную в Европе, -- рассказал он. -- Там каждый курс оценивается только по своей трудоемкости. Для получения определенной квалификации студент должен набрать нужное количество единиц трудоемкости в одном или нескольких университетах».
Также России нужно будет выработать общие подходы к контролю качества образования с европейскими странами и сблизить программы обучения. При этом страны -- участники Болонской конвенции не обязаны отказываться от своих методических наработок в пользу унификации. Так, например, за Россией остается право при обучении студентов делать упор на фундаментальном образовании. «Однако одно только выполнение требований европейских коллег не сделает наши университетские дипломы международными, -- добавил глава комитета по науке и образованию Госдумы. -- В любом случае придется также подписывать многосторонние соглашения с другими странами. Но без работы в рамках Болонской декларации это было бы практически нереально».
Кирилл ВАСИЛЕНКО