|
|
N°53, 27 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Дело Рэмбо живет и побеждает
Запад увидел в Македонии призрак советского монстра
Украина в одночасье превратила македонскую армию в грозу для албанских сепаратистов, поставив ей четыре военно-транспортных вертолета Ми-8 и два многоцелевых ударных вертолета Ми-24. Объективно усилив боевые возможности Скопье, эти вертолеты могут сослужить очень плохую службу международному имиджу Македонии, настроив нервное и впечатлительное общественное мнение Запада в пользу албанских боевиков.
Речь идет о паре Ми-24, торжественная приемка которых была организована в минувшую пятницу в аэропорту Скопье. Присутствовавший на церемонии премьер Любчо Георгиевский сказал: «Ми-24 представляет собой оружие для армии, которое поможет нам спокойнее спать и укрепит нашу оборону».
По сути, македонский премьер прав. Принятый на вооружение советской армии в 1973 году Ми-24 -- вертолет с бронированной кабиной, многоствольной пушкой, подвеской для десятков неуправляемых ракет и транспортным отсеком для восьми солдат -- вполне годится для выкуривания окопавшихся на холмах вокруг Тетова повстанцев. Но г-н Георгиевский не учел того, что многолетний опыт применения этого вертолета в горах Афганистана и Чечни означает нечто большее, чем боевую пригодность Ми-24.
Дело в том, что запечатлевшиеся в умах западных обывателей образы из кинохроники конфликтов в Афганистане и Чечне автоматически относят хорошо запоминающийся внешний облик Ми-24 к стороне «плохих парней», а обстреливаемых ими моджахедов -- к свободолюбивым «хорошим парням», борющимся с советской (российской) экспансией. В 80-е годы усилиями Голливуда Ми-24 стал визитной карточкой «агрессора» -- в нашумевшем антисоветском фильме «Рэмбо-3» этот вертолет (французская Puma с приделанными крыльями) неотступно преследует Сильвестра Сталлоне и его афганских друзей. Позднее похожие имитации Ми-24 появлялись в других подобных фильмах о кознях Москвы и русской мафии.
Отчасти это «вина» конструкторов из ОКБ Миля -- ну очень уж угрожающим получился внешний вид машины, прозванной в войсках крокодилом. В пятничной корреспонденции Reuters из Скопье Ми-24 описывались как машины «с короткими крыльями и с носами угрожающих шершней», при этом делался вывод, что два «устрашающих бронированных вертолета» значительно увеличат военную мощь Скопье.
Поскольку современные СМИ сделали войну зрелищно-эстетическим феноменом, образ «плохих» вертолетов подспудно переместится на имидж самой Македонии. Вчера зарубежные СМИ не раз цитировали приводимые АР слова 35-летнего македонского албанца Арифа Аземи, пришедшего в Косово с женой и пятью детьми: «Когда мы шли по холмам, над нашими головами появились вертолеты, которые начали стрелять по лесам, наполненным беженцами». Больше обывателю ничего и не нужно -- остальное дополнят виденные в детстве пугающие кадры из «Рэмбо-3». Не случайно европейцы уже забили тревогу по поводу «непропорционального применения силы» против албанцев. Последний раз такая формулировка использовалась во время российского штурма чеченских городов...
Александр ТИМОФЕЕВ