|
|
N°175, 19 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Командированные против отечественного производителя
МЭРТ намерено усложнить гражданам пересечение границы
Минэкономразвития готово реанимировать немного потерявшую остроту проблему борьбы с «серым» импортом. По мнению замглавы Минэкономразвития Максима Медведкова, необходимо ужесточить для физлиц доступ к льготному режиму перемещения товаров через границу. «По новому варианту Таможенного кодекса каждый командированный может стать челноком, не нарушая законодательство", -- пояснил он вчера журналистам свою точку зрения.
Правда, законодательство к перемещению товаров физлицами и так нелиберально. Согласно закону «О валютном регулировании» без банковских справок из страны можно вывозить до 10 тыс. долл., но, по странной логике, купить там вещей и ввезти их без пошлин можно только лишь на 1 тыс. долл. Новый Таможенный кодекс, вступающий в силу с нового года, разрешил беспошлинно ввозить товаров на сумму около 2 тыс. евро (65 тыс. рублей).
Именно эта дополнительная тысяча валюты даст гражданам, по мнению МЭРТ, возможность злоупотреблять дешевизной товаров заграничного производства и окончательно разорит отечественных производителей текстиля и обуви. Как сказал г-н Медведков, «если такое положение в будущем сохранится, то мы можем никогда не поднять нашу легкую промышленность». И добавил, что Минэкономразвития, конечно, не против льгот физлицам, но «в разумных пределах». Каковы эти пределы, он не пояснил.
Причина беспокойства МЭРТ не совсем понятна. Министерство уже само признало, что объем «челночничества» за последний год снизился. Если год назад департамент МЭРТ по тарифному регулированию и мерам защиты внутреннего рынка приводил цифры о том, что по «серым» схемам в Россию ввозится до 80% текстиля, обуви, меха, игрушек, парфюмерии, то Медведков приводит уже другие цифры. «Серый» импорт, по его словам, занимает уже треть от всего объема импорта.
Однако и эти данные независимые эксперты считают завышенными и устаревшими. По словам исполнительного директора Организации поддержки малого и среднего бизнеса Андрея Насонова, экономические реалии за несколько последних лет изменились, и челнока в «массовом порядке» уже не существует. «Потребительский рынок в основном насыщен, и норма прибыли на нем значительно снизилась. Поставки товаров легкой промышленности из-за рубежа более выгодны по цивилизованной схеме, когда одна оптовая фирма поставляет, другие реализуют, -- пояснил он. -- Работать по принципу «сам привез -- сам продал» уже экономически невыгодно. В Москве «баульную» торговлю сменили крупные операторы, перевозящие товары в обычном таможенном режиме, а толкучки заменяются цивилизованными рынками или вытесняются в область».
С ним согласен и исполнительный директор Союза импортеров-экспортеров Борис Фантаев. «Почему-то считается, что для путешествующего россиянина сумма 2 тыс. евро чересчур велика, хотя 2 тыс. евро может стоить одна норковая шубка, купленная в Греции, или кольцо с бриллиантом. Роль челноков в экономике заметно снизилась, -- считает он, -- зато борьба с «баульными» торговцами может усложнить жизнь обычным людям, пересекающим границу с деловыми целями, туристам, едущим с отдыха».
И все же если из Москвы и крупных городов челноки практически исчезли, социальную составляющую проблемы до конца нельзя сбрасывать со счетов. В приграничных и более бедных регионах именно челноки по-прежнему возят на рынки дешевый трикотаж и обувь. В свое время идею ограничения ввоза челноками товаров лоббировал Российский союз кожевников и Российский профсоюз текстильной и легкой промышленности. Тезис о том, что насильственное превращение оставшихся челноков в представителей малого бизнеса облагородит ряды импортеров и заодно поможет поднять российскую легкую промышленность, очень спорен хотя бы потому, что защита интересов бизнеса не всегда есть защита интересов населения. Не факт, что, получив преференции, российская промышленность улучшит качество продукции. Скорее всего просто возрастут цены. «Если правительство сократит льготы, -- считает директор Института международных экономических и политических исследований РАН Руслан Гринберг, -- то поступит оно очень непоследовательно. В свое время для того, чтобы наполнить рынки, челночному ввозу был дан зеленый свет. Когда промышленность уже подорвана, эту проблему пытаются решать за счет социально незащищенного населения».
Ирина СКЛЯРОВА