Время новостей
     N°175, 19 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  19.09.2003
Консорциум узких мест
Экспорт "Газпрома" буксует на Украине
Стартовавшая вчера ежегодная конференция "Нефть и газ СНГ" не предвещала никаких сенсаций. Из «газовых» VIP-персон на мероприятии присутствовали только зампред правления "Газпрома" Александр Рязанов, который уехал практически сразу после своего выступления, и главный советник главы НАК "Нефтегаз Украины" Илья Рыбчич. Однако г-н Рязанов успел произвести сенсацию, заявив, что с транзитом экспортных потоков российского газа через территорию Украины возникли проблемы. Более того, ряд экспортных контрактов уже сейчас выполняется не в полном объеме. Он прямо с трибуны призвал украинскую сторону не мешкая заняться ими, иначе ближе к весне ситуация станет "чрезвычайно острой".

Как пояснил топ-менеджер "Газпрома", на участке Долина--Ужгород газотранспортной системы "Союз" (Новопсков--Ужгород) концерн не может осуществить поставки на экспорт из-за недостатка мощностей. По его словам, для расшивки "узкого места" (его еще называют "бутылочным горлышком") требуется построить дополнительную ветку длиной около 300 км. Поскольку стоимость прокладки 1 км трубы составляет примерно 1 млн долл., общая цена вопроса близка к 300 млн долл. Как удалось выяснить газете "Время новостей", "бутылочное горлышко" снижает экспортные возможности "Газпрома" примерно на 10 млрд кубометров в год, что при сегодняшней ценовой конъюнктуре означает потерю порядка 130 млн долл. валютной выручки.

Публичный выпад г-на Рязанова в сторону НАК легко объясним: украинская сторона заявляет, что никаких проблем с пропускной способностью ни на этом, ни на каком-либо другом участке нет. Источник в "Нефтегазе Украины", просивший не упоминать его имя в печати, заявил газете "Время новостей": "Наша система прокачивает столько газа, сколько нужно "Газпрому". Ни о каком срыве экспортных поставок речи быть не может. Никакого "узкого места" там нет. Для обеспечения подачи природного газа в Западную Европу, в том числе и по трубопроводу Долина--Ужгород, необходимо соответствующее дополнительное поступление ресурсов российского газа, ведь газопроводы загружены не на полную мощность". Речь идет о маршрутах Торжок--Долина и Ивацевичи--Долина, которые из России проходят по территории Белоруссии и заканчиваются в западных регионах Украины. Их текущая пропускная способность составляет 34 млрд куб. м в год. "Газпром", -- продолжает источник, -- несмотря на постоянные предложения с нашей стороны повысить объем транспорта газа в этом направлении, запланировал в этом году прокачку лишь около 5,5 млрд куб. м. Напрашивается вывод о хронической нехватке газа на этом направлении и, соответственно, отсутствии необходимости расширять пропускную способность участка Долина--Ужгород". В "Газпроме" же говорят о том, что проблем с мощностями до Долины сейчас действительно нет, но настаивают на том, что участок от Долины до Ужгорода остается узким местом.

Представитель российского газового концерна рассказал газете "Время новостей", что эта проблема тесно связана с создаваемым консорциумом по управлению и развитию газотранспортной системы Украины. Когда шло обсуждение строительства новой экспортной трубы по существующему маршруту, украинская сторона настаивала на том, чтобы консорциум построил газопровод только до Долины, а "узкий участок" собиралась развивать самостоятельно. Но "Газпром" это категорически не устроило, поскольку в этом случае новая труба была бы в полной зависимости от того же "бутылочного горлышка". В итоге стороны договорились вести вместе строительство газопровода по всему маршруту. Однако теперь ребром встал вопрос, откуда его начинать. Российская сторона считает, что правильнее было стартовать от Ужгорода, чтобы в первую очередь расширить узкий участок до Долины. Поскольку окончательно ТЭО новой трубы должно быть готово только к 1 декабря, вопрос ликвидации "бутылочного горлышка" подвисает на длительный срок.

Есть и другой вариант увеличения мощностей от Долины до Ужгорода. Так как у украинской стороны не хватит финансовых возможностей для осуществления проекта, можно было бы подрядить на эти цели совместное предприятие. Тем более что таковое уже имеется -- "Газтранзит", который в свое время занимался расшивкой узкого места на южном направлении (Ананьев--Тирасполь--Измаил) транзита российского газа через Украину. В прошлом году его пропускную способность увеличили до 21 млрд кубометров в год.

Алексей ГРИВАЧ, Ялта