|
|
N°53, 27 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
По трубе поплыл скребок
Нефтепровод Тенгиз-Новороссийск залили нефтью
Новый нефтепровод Тенгиз--Новороссийск начал вчера заполняться нефтью. Его строит Каспийский трубопроводный консорциум (КТК) для транспортировки казахстанской нефти на мировые рынки. В конце июня она дотечет до Новороссийска, где состоится торжественная загрузка первого танкера.
Для этой церемонии из Атырау вчера было отправлено по трубе послание. В торжественной обстановке среди юрт, степей и верблюдов под аккомпанемент народной музыки послание подписали все акционеры КТК. Через три месяца они торжественно откроют капсулу с посланием в Новороссийске. По трубам капсула будет перемещаться в специальном устройстве -- скребке. «Сейчас в трубе находится вода, -- рассказал гендиректор КТК Сергей Гнатченко. -- Скребок отделит нефть от воды и заодно очистит стенки трубы».
Для загрузки нефтепровода требуется 1 млн т нефти, которую предоставила американская компания Chevron. «Я не думаю, что это безумная трата денег (этот объем нефти останется в нефтепроводе навсегда. -- Ред.), -- полагает г-н Гнатченко. -- Наш проект долгосрочный, и Chevron быстро компенсирует нынешние потери». По словам Сергея Гнатченко, кроме Chevron до конца года трубой КТК успеют воспользоваться американская Oryx, а также султанат Оман. «У нас уже составлен график отгрузок на ближайший год», -- сказал Гнатченко.
Ожидается, что в следующем году между трубой КТК и трубой «Транснефти» будет построена перемычка, которая позволит всем российским нефтекомпаниям экспортировать нефть через принадлежащий КТК морской терминал в Новороссийске. «Эту перемычку будут строить компании, которые в ней заинтересованы», -- сказал Гнатченко. По его словам, переговоры с «Транснефтью», без согласия которой строительство перемычки невозможно, пока еще не закончены.
«Пока такой перемычки нет, мы не сможем воспользоваться трубой КТК», -- сказал Сергей Оганесян, вице-президент «Роснефти», являющейся акционером консорциума. Кроме того, этот путь пока что дороже для российских компаний, чем существующий маршрут «Транснефти».
На ближайший год КТК будет действительно нефтепроводом для казахстанской, а не российской нефти. Может быть, поэтому на церемонию в Атырау с казахстанской стороны приехал премьер-министр Касымжомарт Токаев, а с российской -- замминистра энергетики Владимир Станев.
Акционерами КТК являются: правительство России (24%), Казахстана (19%), султанат Оман (7%), Chevron (15%), LUKARKO (СП ЛУКОЙЛа и ARKO, 12,5%), «Роснефть-Шелл» (7,5%), Mobil (7,5%), Agip (2%), BG Overseas (2%), Kazakstan Pipeline Ventures (1,75%), Oryx и группа компаний Kerr-McGee (1,75%).
Олег ЧЕРНИЦКИЙ, Атырау