Время новостей
     N°53, 27 марта 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.03.2001
Теневой олигарх
Как Михаил Черной получил контроль над российской металлургией
Звезда Михаила Черного взошла в первой половине 90-х годов. С началом экономических реформ он вместе со своим братом Львом привел на российский металлургический рынок британскую компанию Trans World Group (TWG). К середине 90-х TWG скупила значительные пакеты акций крупнейших алюминиевых заводов страны -- Братского (БрАЗ), Красноярского (КрАЗ) и Саянского (СаАЗ). Кроме того, братья Черные и TWG приобрели доли в Новолипецком и Магнитогорском металлургических комбинатах.

Уже тогда их репутация в России была далека от идеальной. В середине 90-х имя Михаила Черного фигурировало в рамках расследования хищения более 100 млн долл. из Центробанка по фальшивым авизо. Впоследствии все обвинения с него были сняты. Однако по возбужденному в Швейцарии уголовному расследованию по делу об организованной преступности Михаил Черной был в 1997-м ненадолго арестован и допрошен в качестве подозреваемого. Расследование не прекращено до сих пор.

Как заявлял Михаил Черной, в 1995--1996 годах он планировал принять участие в залоговых аукционах, чтобы попытаться получить контроль и над другими российскими предприятиями. На уточняющий вопрос, в каких аукционах он хотел участвовать, последовал вполне конкретный ответ: «Да во всех. Денег было много». Однако делать этого Михаил не стал.

А в начале 1997 года он выходит из общего бизнеса и в качестве отступного получает около 400 млн долл. Как оказалось, именно этот шаг помог Михаилу Черному остаться в бизнесе, тогда как Лев вместе с TWG были постепенно вытеснены с металлургического рынка России.

После разрыва с братом Михаил обосновался на Саянском алюминиевом заводе (СаАЗ) и ушел в тень. Но именно его покровительство позволило гендиректору СаАЗа Олегу Дерипаске приступить к созданию вертикально интегрированного холдинга в алюминиевой промышленности и впоследствии на паритетных началах заключить соглашение с Романом Абрамовичем о создании компании «Русский алюминий» -- второй по величине алюминиевой компании в мире.

Одним только алюминием интересы Михаила Черного не ограничились. Сейчас практически сформировался вертикально интегрированный холдинг в медной промышленности -- Уральская горно-металлургическая компания, возглавляемая давним партнером Михаила Черного Искандером Махмудовым. Последний контролирует ряд крупнейших угледобывающих компаний, в том числе «Кузбассразрезуголь». В черной металлургии интересы Михаила Черного представляет «Евразхолдинг», управляющий Кузнецким, Западно-Сибирским и Нижнетагильским меткомбинатами.

Кроме того, Михаилу Черному принадлежит ряд фирм в США, Болгарии и Израиле. Что касается вложений в Израиль, то минувшей осенью Михаил Черной оценивал их как весьма скромные -- около 10 млн долл. Эти деньги, по его словам, он вложил в некие компании, связанные с Интернетом и высокими технологиями. Однако если подозрения израильских правоохранительных органов относительно сделки с акциями «Безек» подтвердятся, то получится, что Михаил Черной в сотни раз занизил объемы своих инвестиций в Израиль.

В прошедшем году имя Михаила Черного дважды упоминалось в связи с громкими скандалами. Осенью его и еще четырех бизнесменов выдворили из Болгарии. А под занавес второго тысячелетия неприятный сюрприз Михаилу Черному преподнесли три трейдерские компании, которые сотрудничали с Новокузнецким алюминиевым заводом (НкАЗ) во времена его управления МИКОМом. Они подали в нью-йоркский суд иск на сумму 2,7 млрд долл. Ответчиками в числе прочих указаны Михаил Черной и Олег Дерипаска. Их обвиняют в совершении убийств, мошенничестве, отмывании денег и коррупции.

Что касается проблем с властями Израиля, то они появились у братьев Черных не вчера. В 1998 году страну был вынужден покинуть Лев, которого обвинили в махинациях с землей. По мнению израильских правоохранительных органов, тот, обладая инсайдерской информацией о предстоящем выводе земель сельскохозяйственного оборота, задешево скупал их. Когда же земли передавались под коммерческую застройку, Лев перепродавал их, получая баснословную прибыль.

Теперь израильские правоохранительные органы решили всерьез взяться за Михаила. Вполне возможно, что скоро Израиль пополнит внушительный список стран (сюда входят Великобритания, США, Швейцария, Франция), въезд в которые Михаилу Черному закрыт.

Дмитрий СИМАКОВ