|
|
N°175, 19 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Природная жадность
Предприниматели опасаются введения "экологического" налога
Торгово-промышленная палата и Российский союз промышленников и предпринимателей резко разошлись во мнениях с Министерством природных ресурсов по поводу того, сколько и кому должны платить фабрики и заводы за загрязнение окружающей среды. Вчера представители ТПП и РСПП заявили о намерении начать лоббистскую кампанию против подготовленного Минприроды закона «О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду», который в ближайшее время должен поступить на рассмотрение в Государственную думу. Этот документ, в частности, предполагает, что предприятия, не имеющие удовлетворяющей сегодняшним экологическим требованиям системы защиты и очистки, должны ежегодно перечислять в местный и федеральный бюджеты определенную сумму за сверхнормативные выбросы, размещение отходов и т.д.
Собственно, ничего нового Минприроды не предлагает -- подобная практика существует в стране довольно давно, только размеры платежей определялись постановлениями правительства, последнее из которых вышло 12 июня 2003 года. Однако предприниматели опасаются, что при трансформации постановления кабинета министров в федеральный закон схема расчета экологических выплат может измениться. Заместитель экологического комитета ТПП, начальник управления экологии и энергоснабжения «Газпрома» Александр Соловьянов считает, что одна из главных опасностей, которая может подстерегать новый закон, -- это появление почвы для произвола со стороны чиновников. По его мнению, так происходит всегда, когда закон предполагает подзаконные акты, которыми можно увеличить или уменьшить платежи того или иного предприятия. «На сегодняшний день экологические платежи «Газпрома» необременительны: если на поставках газа за рубеж предприятие заработало 12 млрд долларов, то общие платежи за воздействие на окружающую среду за 2002 год составили всего 3 млн рублей. Меня беспокоит другое: чтобы размеры этих платежей не были отданы на откуп чиновникам», -- говорит г-н Соловьянов.
Председатель же комитета Торгово-промышленной палаты по экологии, заместитель генерального директора компании «Норильский никель» Сергей Алексеев полагает, что написание закона следовало использовать для кардинального пересмотра всей системы экологических расчетов между собственниками и государством. «То, что предлагает Минприроды, фактически является дополнительным налогом, средством пополнения бюджета, то есть носит откровенно фискальный характер, -- пояснил он свою позицию в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей». -- Мы же считаем, что «экологические» деньги должны возвращаться на предприятия и по принципу «принудительных инвестиций» идти на модернизацию производства, строительство новых очистных сооружений».
Между тем в Минприроды утверждают, что бизнес-сообщество преждевременно использует такие «рупоры», как РСПП и ТПП. Как сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-службе министерства, закон еще находится в стадии разработки и до представления на суд депутатов может претерпеть изменения. К тому же далеко не факт, что документ легко минует нижнюю палату парламента. Ведь в Госдуму уже поступало несколько аналогичных законопроектов, авторами которых выступали в том числе и руководители ТПП, однако все они были отвергнуты на той или иной стадии обсуждения. До слушаний на пленарном заседании дело так и не дошло. Хотя депутаты и полагают, что необходимость принятия закона «О плате за негативное воздействие на окружающую природную среду» давно назрела. «Такие вопросы должны регулироваться не постановлениями, а только законами», -- заявил корреспонденту газеты «Время новостей» председатель комитета Госдумы по экологии и автор одного из альтернативных законопроектов Владимир Грачев. В то же время г-н Грачев полагает, что выплаты за загрязнение природы ни в коем случае не должны быть для предприятий дополнительным, «экологическим» налогом. «Сами деньги как таковые в данном случае не являются самоцелью. Плата за выбросы должна в первую очередь стимулировать предприятия различными путями снижать вредные воздействия на окружающую среду», -- подчеркнул он.
Ирина БЕЛАШЕВА