|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кофейный бунт
Жителям Сиэтла эспрессо важнее благополучия детей
На референдуме, прошедшем в этот вторник, граждане американского города Сиэтла благополучно провалили попытку ввести местный налог на кофе. Авторы этой необычной инициативы предлагали брать в местный бюджет по 10 центов с каждой чашки эспрессо, проданной в кафе и ресторанах города. Эта спорная идея проталкивалась под благородным соусом помощи детям из малоимущих семей и улучшения дошкольного образования. Активисты благотворительных организаций Early Learning and Care Campaign и Economic Opportunity Institute утверждали, что с помощью налога на эспрессо бюджет Сиэтла может получить за год до 6,5 млн долларов. Эта солидная сумма должна компенсировать расходы работающих родителей, вынужденных оставлять детей днем дома или в детских заведениях. Правда, городские власти считали, что ожидания инициативной группы сильно завышены и при удачном раскладе детям достанется не более 3,5 млн. Тем не менее это тоже сумма, вполне заслуживающая обсуждения на городском референдуме.
Сиэтл, возможно, единственный город в США, где копеечный по сути налог на эспрессо мог бы дать городу серьезный доход. Вся остальная Америка уже давно пьет напиток, стыдливо именуемый в меню «американский кофе», -- жидкую коричневатую бурду, из которой старательно удален почти весь «смертоносный» кофеин. По сравнению с этим варевом даже нещадно ругаемый гурманами растворимый кофе кажется относительно съедобным. Но почему-то Сиэтл мода на эту безвредную, но невкусную выжимку обошла стороной. Этот миллионный город до сих пор считается чем-то вроде американской «столицы эспрессо». Но инициаторы закона сочли, что хороший кофе -- это предмет роскоши и его почитатели, отдающие 2--3 доллара за чашечку эспрессо или 3--5 долларов за «кофе по-ирландски», с легкостью согласятся выплатить еще и 10 центов в пользу детей. Однако граждане почему-то возмутились и проголосовали против: 69% избирателей отвергли введение нового налога.
Самыми горячими противниками нововведения оказались, что неудивительно, хозяева кафе и ресторанов. По их словам, даже такой небольшой налоговый пресс не просто снизил бы их доходы, но и мог привести к разорению небольших заведений. Недовольны были и потребители, задававшие радетелям нового налога разумный вопрос: «Чем кофе-то провинился?» Действительно, понять, почему улучшение жизни детей надо вписывать именно в ресторанный счет, было непонятно. Свою роль в провале филантропической инициативы сыграла и историческая память американцев. Налог на кофе слишком уж напоминал один из ключевых эпизодов борьбы за независимость США -- «Бостонское чаепитие» 1773 года. Тогда британская корона установила право беспошлинного ввоза в колонии английского чая, что сильно подрывало местную экономику. Жители Бостона в знак протеста утопили в порту несколько сотен ящиков с чайным листом. Это было едва ли не первое бурное проявление американского патриотизма, и по своей значимости этот беспощадный «антидемпинговый бунт» можно сравнить, видимо, с Куликовым полем или Полтавой.
Кстати, группа противников налога на эспрессо решила накануне референдума инсценировать события «Бостонского чаепития» -- с поправкой на нынешние реалии. Одетые в старинные костюмы демонстранты торжественно утопили в озере несколько джутовых мешков с кофе. Судя по всему, эта любительская постановка сыграла свою роль: как бы ни страдали малоимущие дети, но уважение к великим деяниям предков -- дело святое.
Владимир ДЗАГУТО