|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Офшорная амнистия
ЦБ облегчил работу российских банков с заграницей
Отныне восемь офшорных зон для российского бизнеса таковыми по сути не являются. Указания Центробанка отменяют все ограничения на операции с банками амнистированных офшоров: Кипр, Швейцария, Ирландия, Мальта, Гонконг, Люксембург, Сингапур, а также отдельные административные единицы Великобритании и Северной Ирландии (Нормандские острова и остров Мэн). Именно эти юрисдикции ЦБ включил в первую группу списка «государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим и (или) не предусматривающих раскрытие и предоставление информации при проведении финансовых операций», иными словами, офшоров. Теперь при операциях с ними не нужно резервировать определенную сумму на счетах ЦБ. В результате банкам, имеющим корсчета в кредитных учреждениях, расположенных на территориях первой группы, будет проще и дешевле работать, а значит, их клиентам станет удобнее. Как заявил вчера зампред ЦБ Виктор Мельников, "первая группа нужна только для статистических целей», то есть для отслеживания финансовых потоков.
В Центробанке считают, что в первой восьмерке офшоров сегодня обеспечивается надлежащий банковский надзор и прозрачность операций, что и позволило снять ограничения на операции с ними. Ситуация с остальными включенными в список юрисдикциями -- а их ни много ни мало 40 -- принципиально иная. Они непрозрачны да еще во многих случаях избегают сотрудничества с международными финансовыми организациями, в том числе в борьбе с отмыванием денег. Правда, эти офшоры неоднородны. По степени закрытости они разделены на группы. В одну из них (вторая в общем списке) вошла 31 юрисдикция, в частности, Сейшелы, Сент-Винсент и Гренадины, США (Виргинские острова, штаты Вайоминг и Делавэр, Содружество Пуэрто-Рико), Панама, Ливан, Каймановы острова. При осуществлении операций с этими странами отечественные банки должны резервировать 50% от суммы, что делает сотрудничество менее выгодным. Еще более невыгодными становятся финансовые операции с самыми что ни на есть офшорами -- они включены в последнюю, третью, группу. Их девять: Андорра, Республика Коморы (Анжуйские острова), Аруба, Вануату, Либерия, Лихтенштейн, Маршалловы острова, Науру, Сербия и Черногория (Черногория). Мало того что операции с этими территориями обременяются 100-процентным резервированием, так еще Центробанк намерен взять на особый контроль банки, которые работают с резидентами теневой девятки. При определенных обстоятельствах могут и обязаны подключиться и другие компетентные организации, например Комитет по финансовому мониторингу, которому должно быть небезразлично, почему кто-то проявляет особый интерес к странам третьей группы, не заботясь об экономической эффективности операций. Сдерживать наших банкиров от контактов с территориями второй и третий групп, по мысли Центробанка, должно и то обстоятельство, что банки этих юрисдикцией, с которыми разрешается сотрудничать, должны обладать собственным капиталом в сумме, эквивалентной не менее 100 млн евро. Кроме того, этим банкам надлежит либо представить документы, свидетельствующие о их добросовестной деятельности, либо иметь высокий кредитный рейтинг -- не ниже Aa3 по шкале агентства Moody's или не ниже АА- по оценкам агентств Standart & Poor's и Fitch.
В Центробанке, конечно, понимают, что деньги в офшоры третьей группы могут уйти из России и не напрямую. В этом случае ЦБ надеется на своих зарубежных коллег, которые тоже пытаются бороться с закрытыми для финконтроля территориями. По словам замдиректора департамента валютного регулирования и валютного контроля Центробанка Владимира Чистюхина, у ряда стран, например США, Италии, существуют аналогичные списки нежелательных для бизнес-контактов территорий.
Отметим, что ЦБ не в первый раз готовит список офшоров, на основе которого вводятся ограничения на финансовые операции. Первый вышел в 1999 году. Однако цели, преследуемые Центробанком тогда и сейчас, принципиально отличны. Если в 1999 году главным было остановить утечку капитала через офшоры (по утверждению г-на Мельникова, благодаря 50-процентному резервированию, ограничениям по выбору банков-партнеров и т.д. это удалось: объем переводов через корсчета банков из офшорных зон снизился в 2,5 раза), то сейчас основная задача, как говорит тот же Мельников -- дальнейшая либерализация валютного регулирования. Ведь офшоры -- это не только пристанище для теневых капиталов, но еще и льготное налогообложение. Как заметил зампред ЦБ, «ничего плохого в этом нет, это привлечение капитала».
Банковское сообщество, безусловно, должно быть довольно решением ЦБ дать свободу для сотрудничества с восемью офшорами, тем более с Кипром, который всегда был основным пристанищем российского капитала. Достаточно сказать, что в последние годы, когда экономическая ситуация у нас улучшилась, Кипр стал для России третьим после США и Германии инвестором. Как сказал корреспонденту газеты «Время новостей» исполнительный директор Ассоциации российских банков Андрей Емелин, снятие ограничений на операции с «цивилизованными» офшорами важно еще и потому, что сегодня растет удельный вес «белых» операций, осуществлять которые теперь станет легче.
Впрочем, вскоре российский список офшоров может измениться. Первыми кандидатами на вылет являются все тот же Кипр, а также Швейцария, с которой Россия готовит соглашение об обмене информацией о банковской деятельности и борьбе с отмыванием денег. "После этого у Швейцарии появятся большие шансы быть исключенной из этого списка", -- сказал Владимир Чистюхин.
Михаил ВОРОБЬЕВ