|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Тайная жизнь Гельмута Коля
Бывший канцлер Германии проиграл архивариусу
Про «канцлера немецкого единства» Гельмута Коля специалисты теперь могут узнать много интересного. Дело в том, что Коль потерпел серьезное поражение в судебном споре с г-жой Биртлер, уполномоченным по документации бывшего МГБ ГДР (по-народному Штази, от Staatssicherheit -- госбезопасность). Хранительница архивов Штази г-жа Марианна Биртлер опротестовала судебное решение от 4 июля 2001 года. Тогда суд, куда обратился Коль, запретил ведомству Биртлер открывать досье экс-канцлера для кого бы то ни было. Теперь берлинский суд снял этот запрет.
По закону о документации досье тайной полиции ГДР, заведенные на частных лиц, проживавших в обеих частях Германии, не разрешалось открывать для посторонних. Но историкам и журналистам дозволялось покопаться в досье на общественно значимых лиц, или, как их здесь называют, «персон современной истории». И уж кого, если не 73-летнего Коля можно причислить к этому славному племени.
Бывшего канцлера, который оказался главным действующим лицом скандала с партийными финансами ХДС/ХСС, не устроила перспектива предоставления журналистам и ученым перехватов его телефонных переговоров, содержащихся в восточногерманском досье. Свидетельства его закулисных политических контактов могли быть использованы против него самого в судебных и прочих разбирательствах относительно упрятанных в Швейцарии партийных денег. Аргумент экс-канцлера был простым: документы Штази, квалифицированной в законе в качестве «преступной организации», не могут использоваться для доказательства вины человека. Кроме того, как заключило из анализа его досье специальное ведомство, занимающееся документацией МГБ ГДР, «господин Гельмут Коль» не являлся ни штатным сотрудником, ни нештатным стукачом Штази.
В результате первого судебного разбирательства право оказалось на стороне Коля. После этого немецкие политики, в большинстве оказавшиеся недовольными исходом этого процесса, спорили по поводу досье Штази, жертвах, преступниках и т.п. ровно год. В 2002 бундестаг внес изменения в закон о документации Штази. Ведомству Марианны Биртлер предоставлялось право по собственному усмотрению открывать или закрывать архивные папки «героев нашего времени» для определенных категорий лиц, интересующихся ими.
Однако решение суда относительно иска Коля двухлетней давности оставалось в силе. Но Марианна Биртлер требовала привести уже принятое судебное решение в соответствие с изменившейся законодательной базой. Что, к слову сказать, в немецкой юриспруденции встречается сплошь и рядом. И продолжаются подобные процессы, как правило, долгие годы.
Экс-канцлер Коль, как ранее заявлял его адвокат, может сейчас дойти до конституционного суда. Его ничуть не смущает, что именно он, канцлер Коль, в свое время энергично требовал «бескомпромиссного анализа» работы Штази на западном направлении.
Юрий ШПАКОВ, Берлин