|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мнение эксперта
Публичная порка Ирана в МАГАТЭ
Пассивная позиция России в МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии) при принятии резолюции в отношении ядерной программы Ирана нанесла огромный удар по ее экономическим интересам. Ядерная программа Ирана напрямую связана с экономическими интересами России, так как она на 90% осуществляется с помощью России. Защищая ядерные разработки Ирана, Россия в первую очередь защитила бы собственные экономические интересы. Поэтому Россия должна была занять совершенно иную позицию, чем ту, которую заняла в Вене.
Как известно, на заседании (12 сентября. -- Ред.) совета управляющих МАГАТЭ в Вене был принят проект резолюции, настоятельно рекомендовавшей Ирану выполнить все требования агентства по иранским ядерным программам до конца октября 2003 года.
Решение МАГАТЭ по Ирану является публичной поркой и оскорблением этой страны. Ясно, что никакие доклады с объяснениями, никакая аргументация Ирана о мирном характере ядерной программы и через месяц, и через три месяца, и даже через год не будут приняты МАГАТЭ. Данное агентство, как и многие другие международные организации, стало эффективным инструментом США при решении вопросов, связанных с их собственными интересами. Последняя резолюция МАГАТЭ -- это ультиматум Ирану. Страну лишают права заниматься разработками в области ядерной энергии в мирных целях.
США преследовали на заседании МАГАТЭ три цели: дискредитировать ядерную программу Ирана в любом ее виде, вызвать напряженность в иранском обществе и заодно нанести удар по МАГАТЭ как независимой международной организации.
США не могут не знать, что иранское общество, как все современные общества, неоднородно. Решение МАГАТЭ оставляет Ирану мало места для маневра. Оно может сыграть на руку сторонникам проведения жесткой линии в жизни иранского общества, спровоцировав их на крайние действия, наподобие выхода страны из МАГАТЭ, а может даже из Договора о нераспространении ядерного оружия.
Выявление нарушений страной обязательств перед МАГАТЭ -- исключительная прерогатива МАГАТЭ. Общеизвестно, что инспекторы организации каждые три месяца приезжают в Иран и дотошно исследуют его ядерную программу. Если бы были нарушения, то они, безусловно, были бы обнаружены. А вот подозрения одной страны, пусть даже такой, как США, не могут становиться причиной и основой такой жесткой резолюции.
Решение МАГАТЭ -- серьезная ошибка, она приведет к адекватной реакции Ирана. Могут возникнуть проблемы в двусторонних отношениях с Австралией, Канадой и Японией, которые по указке США предложили жесткий вариант резолюции. Доверие к МАГАТЭ ощутимо утрачено.
Раджаб САФАРОВ, гендиректор Центра изучения современного Ирана, -- специально для газеты «Время новостей»