|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Русский лес
Минприроды провалило его приватизацию
Введение частной собственности на лес, как в свое время и вопрос о собственности на землю, может стать новой политико-экономической игрой. Однако ее смысл, эффект и расстановка сил пока не столь очевидны, как в земельном вопросе.
Строго говоря, широко растиражированные вчера слова министра экономики Германа Грефа о том, что в России будет введена частная собственность на лесные угодья, поскольку возможность этого вытекает из проекта новой редакции Лесного кодекса, выглядят небольшой натяжкой. Этот проект, подготовленный Министерством природных ресурсов (МПР) и рассмотренный вчера на заседании правительства, на самом деле вызвал довольно настороженное отношение. Документ, по признанию членов кабинета, оказался слишком сырым.
Вообще, как надеялись в правительстве, новый кодекс поможет вывести отрасль из кризиса. Премьер Михаил Касьянов, открывая заседание, заявил, что за полтора года с момента принятия концепции развития лесного комплекса страны темпы роста производства в лесной промышленности оставались низкими. На предстоящие 15 лет планировалось увеличение производства лесной продукции в 4 раза, но выдержаны эти темпы, скорее всего, не будут. Россия владеет 20% всех лесов планеты, но на нее приходится лишь 2% мирового экспорта лесопродукции. По этому показателю ее значительно опережают страны, заметно уступающие по лесным запасам. К примеру, Швеция экспортирует в 4 раза больше, Финляндия - в 3,6 раза.
Проект нового кодекса было поручено готовить Министерству природных ресурсов. Ведомство, исходя из "духа времени", решило, что раз земельная политика в России идет в сторону частного владения, то на праве частной собственности необходимо сделать главный акцент и в лесном секторе. Строго говоря, словосочетание «частная собственность» на лес для российского законодательства вовсе не ново. Права на аренду, концессию и собственность продекларированы и в ныне действующей редакции кодекса. Другое дело, что воспользоваться этими правами на практике она не дает.
По новой версии кодекса, все должно стать проще. Продаваться земельные участки будут через аукционы. Однако именно тема собственности в проекте и не прописана, зато говорится об аренде, концессии и т.д. На условиях длительной аренды участок должен передаваться "без изъятия лесных ресурсов", например, для охоты или туризма. Участок под вырубку можно будет взять в концессию на срок до 99 лет. При этом все права пользователя лесных угодий будут прописаны в договоре, что избавит его от необходимости получения ежегодных разрешений на вырубку леса. Есть возможность и краткосрочной целевой аренды (на срок до трех лет), например, для заготовки дров.
Частная собственность на лес - вовсе не панацея, считают в Союзе лесопромышленников и лесоэкспортеров. Чтобы не загубить экспортную отрасль, более разумно развивать форму концессии, а в новом варианте кодекса пока этот вопрос проработан слабо, заявил на заседании правительства представитель Союза. Не решен даже вопрос о том, кто будет контролировать использование участка леса. МПР хочет оставить это право за собой, но законодательно это не прописано. По словам Касьянова, «у меня огорожен участок леса на Рублевке, как вы туда войдете?». Совсем не ясно из проекта кодекса, какими правами будут обладать на лесные угодья, например, регионы. Премьер этим был очень удивлен. «Если б здесь сидели губернаторы, они бы вас разорвали за такой проект», - заметил он в адрес разработчиков документа.
В итоге кодекс решено доработать и повторно рассмотреть до 1 ноября. Однако, как заявил газете «Время новостей» один из высокопоставленных правительственных чиновников, эти сроки наверняка выдержаны не будут, поскольку проект МПР не согласован с другими ведомствами и вызывает слишком много вопросов. Хотя, по словам того же источника, вопрос отнесен правительством к числу приоритетных и политически значимых. Причем принципиально еще предстоит решить самое главное: действительно ли так необходимо вводить частую собственность на лес. Так что в России явно еще не скоро появятся таблички с предупреждениями - которые можно увидеть во многих странах, - что вы вторглись лес, находящийся в частной собственности.
Ирина СКЛЯРОВА, Вера КУЗНЕЦОВА