|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Спасение улетающих...
За обшивкой шаттлов будут следить сами астронавты
Американское агентство по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА) вновь отложило возобновление полетов американских шаттлов к Международной космической станции. Корабль многоразового использования «Атлантис» - а именно ему предстоит первым отправиться на орбиту - простоит в ангарах, как минимум до лета будущего года. Такое заявление сделал на днях руководитель программы полетов космических «челноков» Билл Парсонс, опровергнув тем самым предыдущие заявления руководителей НАСА, обещавших по возможности возобновить старты уже весной 2004-го.
Напомним, что полеты американских «челноков» к МКС были приостановлены после февральской катастрофы шаттла «Колумбия». Руководители НАСА не хотели рисковать до окончания расследования причин катастрофы. При этом все транспортные и финансовые проблемы, связанные с поддержанием жизнедеятельности на орбитальной станции легли на Россию. Разделить с Росавиакосмосом финансовое бремя отправки на МКС «сверхурочных» «Союзов» и «Прогрессов» НАСА не смогло, повинуясь решению собственного конгресса. Поэтому в общем неудивительно, что представители российских космических ведомств вскоре начали роптать, что американцы намеренно не торопятся с возобновлением полетов, так как каждый месяц отсрочки экономит Америке огромные деньги.
Однако, то, как американцы использовали необходимое для расследования время, а также сами результаты работы комиссии, заставляют усомниться в злом умысле заокеанских экспертов. Безусловно, США провели громадную работу по выявлению причин аварии: в поисках обломков «Колумбии» принимали участие 14 тысяч человек, следственная комиссия потратила, или, как говорят в России, «освоила», уже более 400 миллионов долларов, её отчет занимает более 250 страниц. Правда, за многие месяцы работы эксперты подтвердили именно первую версию катастрофы - причиной гибели шаттла стал отвалившийся во время старта кусок теплоизоляции, выбивший керамическую плитку из левого крыла «Колумбии», что при возвращении корабля привело к его перегреву и разрушению.
Но самое главное - специалисты так и не пришли к единому мнению о том, что необходимо сделать, дабы подобные аварии больше не повторялись. Пытаясь решить проблему безопасности полетов, эксперты НАСА пока не придумали ничего лучшего, чем увеличить вдвое число видеокамер, фиксирующих запуск кораблей - ведь именно видеозапись позволила впоследствии обратить внимание на повреждение левого крыла. Что же касается отваливающихся теплоизоляционных плиток, то эксперты поручили контролировать состояние обшивки корабля самим астронавтам уже на орбите, предусмотрев возможность необходимого ремонта в открытом космосе. Глава НАСА Шон О'Киф отнесся к подобным советам предельно серьезно. "Мы возобновим полеты, когда выполним все рекомендации и будем готовы лететь - и ни днем раньше", - заявил он недавно.
Александр ГУДКОВ