|
|
N°53, 27 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
После победы
Минтимер Шаймиев готов к конструктивному сотрудничеству
Минтимер Шаймиев остался верен себе и своим суверенным принципам. «Сказать, что Владимир Владимирович Путин не хотел меня видеть президентом, было бы неискренне, -- заявил в понедельник избранный на третий срок президент Татарии. -- У нас с ним есть полное взаимопонимание. Но это не означает, что республика не будет отстаивать свои позиции. Разумный голос Татарстана всегда будет востребован. Татарстан будет выстраивать нормальные отношения с федеральным центром. Задачи центра и регионов не должны расходиться в стратегических вопросах».
Всю предвыборную кампанию г-н Шаймиев воздерживался от изложения своих взглядов на отношения между федеральным центром и Казанью. Москва в свою очередь косвенно давала понять, что нынешний глава республики ее устраивает. Госдума чуть ли не специально для Шаймиева разрешила третий срок. Накануне голосования в Казани побывали вице-премьеры Кудрин и Клебанов, полпред президента в Приволжском округе Кириенко, и все они не забыли отметить успехи Татарии в экономике и социальной сфере.
Президент Татарии же в свою очередь шел на уступки в экономических вопросах. С 2001 г. республика вошла в единое налоговое поле с Россией, отказавшись от особых условий формирования бюджета. В Татарии было открыто и управление федерального казначейства. Впрочем, за все эту лояльность г-н Шаймиев получил не только поддержку на выборах, но и более 100 млрд рублей -- федеральный центр пообещал финансировать целевые программы татарского президента.
Сдавая позиции в экономике, г-н Шаймиев сохранил нетронутой конституцию республики. Впрочем, источники, близкие к администрации Владимира Путина, считают, что это ненадолго. В ближайшее время г-ну Шаймиеву придется препарировать основной закон. Скорее всего федеральный центр в уплату за невмешательство на выборах потребует, чтобы из конституции была убрана суверенная терминология -- Татария до сих пор считает себя «субъектом международного права».
Впрочем, насколько изменения в конституции Татарии будут в точности такими, как этого хочет Кремль, сказать трудно. Тем и знаменит президент Шаймиев, что, умело пользуясь богатством русского языка, всегда находит двусмысленные формулировки для спорных моментов. Вот и вчера, объявив о грядущем конструктивном сотрудничестве Казани и Москвы, татарский президент отметил значение исламского фактора в жизни Казани.
Тем не менее новая политика старого президента, по мнению источников, близких к татарскому правительству, после выборов скорее всего будет сильнее ориентирована на сотрудничество с Москвой. Что, впрочем, не исключает попыток "удержать хоть сколько-нибудь суверенитета". Это для г-на Шаймиева крайне важно, поскольку потеряв вслед за экономической свободой остатки суверенитета, он превратится в рядового "главу исполнительной власти". Такого же, как все его остальные коллеги по Государственному совету.
В минувшее воскресенье на выборах в Казани за Минтимера Шаймиева проголосовали 79,52% избирателей.
В выборах приняли участие 79,2% жителей республики, имеющих право голоса. В некоторых сельских районах явка доходила до 99%.
Если сравнивать нынешние выборы президента с предыдущими (они состоялись в 1996 году), то в 2001 году Шаймиев получил меньший процент голосов в свою поддержку. Год назад за него проголосовали 97,2% избирателей. Однако выборы-96 были безальтернативными. Сейчас часть голосов у лидера отобрали соперники. Всего их было четверо. Депутаты Госдумы Сергей Шашурин и Иван Грачев набрали соответственно 5,81 и 5,5%. Лидер местных коммунистов Роберт Садыков получил поддержку 4,5% избирателей. Глава администрации г. Зеленодольска Александр Федоров, которого в Татарстане считали "дублером" Минтимера Шаймиева, набрал 0,5%.
Елена ТАРАН, Казань