|
|
N°173, 17 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Соглашение о разделе коррупции
«ЛУКОЙЛ Оверсиз» не причастен к «казахгейту»
Дочерняя компания ЛУКОЙЛа «ЛУКОЙЛ Оверсиз Карачаганак» невольно оказалась вовлечена в расследование министерства юстиции США по делу, связанному с обвинениями в коррупционной деятельности, предъявленными бывшему советнику президента Казахстана Нурсултана Назарбаева американскому бизнесмену Джеймсу Гиффену. Суть обвинений по этому скандальному делу, известному под названием «казахгейт», состоит в том, что бизнесмен в середине 1990-х годов был посредником при передаче взяток в несколько десятков миллионов долларов от ряда американских нефтяных компаний представителям высшего руководства Казахстана.
В обвинительном заключении судебных властей США их имена обозначены как КО-1 (казахстанский официоз) и КО-2. Однако в многочисленных публикациях мировой прессы, посвященных «казахгейту», эти имена уже давно раскрыты. КО-1 -- это бывший премьер-министр Казахстана Нурлан Балгимбаев, а КО-2 -- президент Назарбаев. Первоначально расследование касалось компании Mobil, которая выплатой «комиссионных» стремилась получить у Астаны доступ к освоению богатого нефтяного месторождения «Тенгиз». Джеймс Гиффен уже признал себя виновным в переводе 78 млн долл. от Mobil на счета, контролируемые членами руководства Казахстана.
И вот в мае этого года большое судебное жюри Нью-Йорка предъявило также повестку о вызове в суд и руководителям другой американской компании, ChevronTexaco, участвующей в проекте освоения казахстанского месторождения «Карачаганак». По условиям соглашения о разделе продукции, подписанного с Казахстаном в 1997 году (еще до слияния с Texaco), Chevron осваивает «Карачаганак» (оно содержит до 2,4 млрд баррелей нефти и 16 трлн кубических футов газа) совместно с ЛУКОЙЛом, итальянской Agip и British Gas.
Согласно обвинительному заключению по делу Гиффена, при его посредничестве Texaco и другие партнеры как часть сделки перевели 17 млн долл. на контролируемый казахстанскими руководителями счет в швейцарском банке Credit Agricole Indosuez. Из этих денег в дальнейшем 5 млн были переведены на счета, принадлежащие в конечном счете г-ну Назарбаеву, а остальные деньги оказались на счетах Гиффена и Балгимбаева.
Представители ChevronTexaco отвергают все обвинения в незаконных сделках, но заявили о своей готовности выполнить все требования судебных властей. Среди них -- требование представить все документы, имеющие отношение к доле участия Chevron, приобретенной в проекте «Карачаганак» в 1997--1998 годах.
Выясняется, однако, что власти Казахстана оформили большую часть этих документов как «конфиденциальные». Поэтому 13 июня с.г. управляющий директор Евразийского отделения ChevronTexaco в Казахстане г-н Холлингсуорт вынужден был уведомить как казахстанские власти, так и партнеров по проекту (ЛУКОЙЛ, Аgip и British Gas) о том, что компания «вынуждена раскрыть информацию», которую в Казахстане предпочли засекретить.
Но то, что волнует Астану и руководство Texaco, которым предстоит так или иначе отвечать на вопросы американского следствия, никак не касается «ЛУКОЙЛ Оверсиз». Пресс-секретарь российской компании Григорий Волчек заявил газете «Время новостей»: «Мы с пониманием относимся к этому расследованию и не видим информации, которая может быть закрытой, весь проект по «Карачаганаку», который продолжает действовать, должен быть прозрачным».
В Казахстане же пока отделались заявлением анонимного источника, сделанным 12 сентября агентству Reuters от имени официальной Астаны, в котором сказано, что «американские обвинители не представили никаких ясных свидетельств какой-либо причастности Казахстана к коррупционным схемам».
Аркадий ДУБНОВ