|
|
N°174, 18 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Мало не покажется
В ГЦКЗ «Россия» четыре дня будет звучать фирменный джаз
Москва постепенно привыкает к джазовым фестивалям, но такого у нас еще не было. Когда в начале лета промоутеры рассказывали, какой фестиваль ожидается осенью, я не мог поверить. Считал, что половину участников просто не привезут. Кое-кого действительно заменили. Вместо них пригласили других музыкантов, не менее ценных, и в общем нынешняя программа выглядит даже лучше.
С 19 по 22 сентября в зале «Россия» будут играть знаменитые деятели современного «мягкого» джаза, так называемого smooth. Такие люди, как саксофонист Дэвид Сенборн, певец Эл Джарро, гитарист Эрл Клюг, певица Ана Карам, саксофонист и кинокомпозитор («Последнее танго в Париже») Гато Барбьери. Также -- имеющая мало отношения к джазу, но более чем симпатичная и модная группа Gotan Project, которая играет своеобразное осовремененное «танго наоборот» (собственно, gotan -- это и есть tango). Каждый день фестиваля (кроме первого) будут играть и лучшие российские джазмены, причем даже более «правильные» и менее попсовые, чем их зарубежные коллеги. Среди них -- саксофонист Алексей Козлов, басист Алекс Ростоцкий, и биг-бенд Игоря Бутмана. А теперь поподробнее.
Дэвид Сенборн. После трехлетнего молчания знаменитый американский саксофонист вернулся обновленным, посвежевшим и похорошевшим, а легендарный джазовый лейбл Verve выпустил его новый альбом Timeagain. Сенборн -- один из ведущих «мягкоджазовых» музыкантов современности, человек известный, богатый, телеведущий. Если он и играет как сессионный музыкант, то лишь с людьми уровня Eagles (песня Sad Cafе) и Брайана Ферри (Don't Stop The Dance). На его предыдущем альбоме In Sides приглашенными вокалистами были Кассандра Уилсон и Стинг. Что, в общем, не спасло альбом от творческого провала и... премии «Грэмми», к которой честный Сенборн относится скептически. Сам же музыкант -- обладатель своеобразного «взвизгивающего» тона своего саксофона и безусловного мелодического дара -- жертва скептического отношения со стороны джазовых критиков, которые числят его по разряду попсы. Творчество Сенборна действительно по большей части поп-музыка, просто инструментальная. Но отменного качества. Дэвид уже собирался выступить в нашей стране два года назад. Тогда его визит, как и планировавшийся фестиваль, отменился из-за 11 сентября.
Стэнли Кларк. Виртуозный фьюжн-басист современности недавно выпустил новый сольный альбом 1, 2 To The Bass. Это первая сольная пластинка Кларка за восемь лет -- перерыв для джазмена неслыханный. Нынешний репертуар Кларка -- многообразие жанров (рэп, хип-хоп, r'n'b, smooth и даже мелодекламация) и внушительный арсенал бас-гитар и контрабасов. Как басист Стэнли Кларк не дает скучать поклонникам своего инструмента, используя максимальное количество моделей басящих струнных и идеально владея всеми мыслимыми приемами игры на них.
Джордж Дьюк. Знаменитый клавишник и сессионный музыкант. Записал, кстати, несколько совместных пластинок со Стэнли Кларком, а также сыграл на его последнем альбоме.
Ронни Джордан. Англичанин Джордан -- гитарист-самоучка (во что очень трудно поверить, но это так), чья манера сформировалась под влиянием легендарных джазовых гитаристов Чарли Крисчиана, Уэса Монтгомери и, конечно, Гранта Грина. В конце 80-х Джордан небезуспешно пытался соединить два жанра: модный тогда хип-хоп и джазовую импровизацию. Это и получило вскоре название «кислотного джаза», стремительно вошедшего в моду acid-jazz. В начале 90-х Джордан выпустил сингл After Hours и альбом Antidote, но настоящий прорыв популярности Ронни произошел в 1993 году, когда гитарист принял участие в сенсационном проекте Jazzmatazz рэпера Гуру, где убедительно продемонстрировал, как джазовая гитара вписывается в хип-хоп-контекст. Впоследствии диски Джордана стал выпускать легендарный джазовый лейбл Blue Note; в настоящее время вышли два очень успешных альбома музыканта, A Brighter Day и Off The Record.
Гато Барбьери. Последний альбом аргентинца Гато Барбьери The Shadow Of The Cat -- живой, горячий и исключительно разнообразный по материалу. Причина успеха -- наличие целого ряда разных гостей: романтический трубач Херб Элперт, гитарист Расс Фримен, беспредельно универсальный барабанщик Вини Колаюта, мощные вокалистки Лиза Фишер и Кассандра Рид "из молодых". Но семидесятилетний Барбьери «зажигает» не хуже них. Да и не хуже вообще кого-либо.
В последний день фестиваля ожидается jam-session (совместное выступление) всех участников. Но даже без этого «концентрата» каждый день такой, что мало не покажется.
Александр БЕЛЯЕВ