Время новостей
     N°173, 17 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  17.09.2003
Перронные споры. Последнее дело
Железнодорожников привлекут к ответственность за отказ прекратить борьбу с "зайцами"
Начальнику Московской железной дороги Владимиру Старостенко грозит уголовная ответственность за то, что на вокзалах Москвы и 40 станциях в окрестностях столицы до сих пор не демонтированы турникеты на выход пассажиров. Прокуратура Москвы возбудила на днях дело по статье 315 УК («невыполнение решения суда»), и теперь для крупного железнодорожного чиновника стала реальной перспектива не только банального штрафа, но и освобождения от должности и даже -- в качестве максимальной меры наказания -- пребывания в местах лишения свободы на срок до двух лет.

Противостояние Мосгорпрокуратуры и Московской железной дороги в «деле о турникетах» длится с 2000 года. Железнодорожники решили, что установка на вокзалах и пригородных станциях механических билетеров является наиболее эффективным средством борьбы с безбилетниками. И первые итоги эксперимента были обнадеживающими. В 2001 году, по данным службы пассажирских перевозок МЖД, после установки турникетов общая выручка железнодорожников выросла почти в два раза. Однако поскольку некоторые «зайцы» все-таки умудрялись их обойти, МЖД стала устанавливать турникеты не только на входе на перроны, но и на выходе. Это очень осложнило жизнь пассажирам: в часы пик возникала толчея, и люди опаздывали на работу. Кроме того, билет стал именно «проездным документом»: его потеря в пути гарантировала пассажиру проблемы при выходе, а провожающие лишались доступа на платформу. Все это стало источником многочисленных жалоб пассажиров. Прокуратура столицы также посчитала нововведение незаконным и ограничивающим право граждан на передвижение. И ее представители опротестовали «автоматизированную технологию организации работы вокзалов» в суде.

Одним из самых заметных моментов судебного процесса, длившегося более года, была попытка разобраться, кто же такой на самом деле пассажир. Прокуратура представляла этого человека как «лицо, осуществляющее поездку в поезде». Человека же, идущего по платформе уже после высадки из вагона, прокуратура предлагала считать просто пешеходом, который не обязан предъявлять работникам транспорта никаких документов, в том числе и билет. В октябре 2002 года к этой же трактовке понятия «пассажир» склонились и в Мещанском суде столицы, признавшем установку турникетов на выход незаконной и обязавшем МЖД устранить данное нарушение.

«Однако железная дорога, -- сообщили корреспонденту газеты «Время новостей» в пресс-службе Мосгорпрокуратуры, -- не предприняла никаких мер, направленных на исполнение решения суда, отказываясь выполнить требования судебных исполнителей по демонтажу турникетов». Причем не помогли даже штрафы, которые служба судебных приставов неоднократно накладывала на начальника МЖД. Г-н Старостенко в течение года напрочь игнорировал решение суда. Что в какой-то степени неудивительно -- установка одного турникета обходится железнодорожникам в 3--4 тысячи долларов, причем увеличение выручки билетных касс эти расходы компенсировало.

Возбуждение уголовного дела, по замечанию представителей прокуратуры, -- «более серьезная мера воздействия» на тех, кому судебные решения не указ. Впрочем, демонтируют ли теперь все-таки турникеты, пока неизвестно. И сам подследственный Старостенко, и официальные представители его ведомства вчера наотрез отказывались от комментариев.

Ирина БЕЛАШЕВА