|
|
N°52, 26 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Россия и МВФ не распишутся
Москва решила не согласовывать программу с Фондом
После успешных переговоров с Международным валютным фондом о заключении нового 12-месячного соглашения российское правительство решило, что с формальными договоренностями стоит повременить.
Месяц назад, когда глава российской миссии Фонда Жерар Беланже вывел переговоры на финишную прямую и перепоручил их новому представителю МВФ в России Полу Томсену, намерения российских властей оставались весьма туманными. Один из участников переговоров так описывал тогда настроения чиновников: «У Геращенко -- активное нежелание подписывать соглашение, у Касьянова -- вялое нежелание, у Кудрина -- вялое желание». Тем не менее переговоры продолжались, и стороны практически согласовали 12-месячную программу действий.
Причина неуверенности чиновников в том, что соглашение, хотя и не предусматривало выделение России денег (речь идет о так называемом precautionary arrangement -- «кредите предосторожности», который выделяется клиенту лишь в случае финансового кризиса), но требовало проведения вполне определенной экономической политики. А глава кабинета Михаил Касьянов не раз предупреждал публику, что невыполнимых обязательств брать на себя не будет. Поэтому российские переговорщики убеждали партнеров, что раз денег не будет, то и программа действий должна быть «льготной». МВФ до определенной степени шел навстречу такой позиции, сильно сократив список мер структурной политики. Однако лишь до определенной степени: в конце концов, рrecautionary arrangement -- это стандартный инструмент Фонда, и бесконечное вычеркивание условий просто привело бы к скандалу на Совете директоров МВФ.
Но российские власти решили дело до Совета директоров не доводить. К концу прошлой недели намерения руководителей правительства и ЦБ наконец приобрели внятные очертания. По словам высокопоставленного правительственного чиновника, Михаил Касьянов и Виктор Геращенко в ближайшее время подпишут совместное заявление правительства и Центробанка об экономической политике на ближайший год, но направят его в МВФ не для утверждения, а лишь для ознакомления и последующего мониторинга. При этом желание заключить долгосрочное соглашение с учетом «проблемы 2003 года» у правительства сохраняется.
По сведениям газеты «Время новостей», одним из серьезных препятствий к достижению соглашения стало давнее требование Фонда навести порядок в отношениях Минфина и Центрального банка и повысить прозрачность бюджета ЦБ. Обязательства правительства составляют примерно треть в активах Центробанка и практически не обслуживаются. Это, по словам руководителей ЦБ, сковывает возможности проведения денежной политики, хотя и не сковывает завышенные, как считают в правительстве и МВФ, социальные и другие расходы главного банка страны. Источник в Белом доме в беседе с корреспондентом газеты «Время новостей» признал: «Вопроса об упорядочении отношений Минфина и ЦБ в нашей программе среди первоочередных мер нет, и не стоит ожидать, что обязательства бюджета перед Центробанком будут обслуживаться на рыночных условиях».
В Белом доме, судя по всему, осознавали недостатки принимаемого решения. По крайней мере самостоятельно поставить точку в переговорах не отважился ни глава кабинета Михаил Касьянов, ни отвечающий за контакты с МВФ вице-премьер Алексей Кудрин. Политическое решение, по сведениям газеты «Время новостей», было сформулировано на полусекретном совещании в прошлый вторник. Пока Владимир Путин в Кремле обсуждал с главой Минсельхоза проблемы посевной, в Белом доме судьбу соглашения с МВФ решали Михаил Касьянов, Алексей Кудрин, глава президентской администрации Александр Волошин и советник президента Андрей Илларионов. Несмотря на то что, как это бывало не раз, каждый из них по-разному может представлять себе итоги этого разговора в отличие от ситуации с Парижским клубом, сегодня речь идет о вполне согласованной позиции.
Несмотря на кажущуюся логику в рассуждениях «не берем денег -- сами формулируем политику», отказ от обычной процедуры утверждения программы будет иметь неприятные последствия. Правительство сможет ощутить их через год, когда придет время договариваться с МВФ о новой программе, причем уже предусматривающей кредитную поддержку. Очевидно, что тогда позиция Фонда вряд ли позволит рассчитывать на какие-то поблажки, и все меры, которые сегодня обсуждаются как второстепенные, приобретут характер первоочередных. Кроме того, отказ от программы -- крайне неудачный шаг с точки зрения имиджа российских властей и страны в целом, и так изрядно попорченного историей с неплатежами Парижскому клубу. Достаточно сказать, что избранная Москвой схема сотрудничества с МВФ почти аналогична отношениям Фонда с Белоруссией.
Андрей ДЕНИСОВ