|
|
N°172, 16 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Сочинский тупик
Владимир Путин и Александр Лукашенко показали друг другу спину
Президенты России и Белоруссии закончили вчерашний день усталыми и недовольными. Многочасовые переговоры Путина и Лукашенко о будущем союзного государства прошли безуспешно - если, конечно, не считать успехом того, что президенты четко и недвусмысленно отделили «свои» котлеты от «чужих» мух. Главным же итогом, видимо, следует считать тот факт, что обсуждение всех важных решений снова спущено на министерский и экспертный уровни. В этом тупике документы о единой валюте и других союзных механизмах вращаются уже много месяцев. И будут там находиться, пока в политическом ландшафте союзного государства не найдется такого места для нынешнего президента Белоруссии, которое устраивало бы и его, и Кремль. Впрочем, в ситуации российско-белорусского объединения фигура г-на Лукашенко вызывает ассоциации с Ясиром Арафатом в процессе ближневосточного урегулирования: для достижения успеха было бы более полезно, чтобы его фигура исчезла и с белорусского политического небосклона.
Еще перед началом вчерашних переговоров у Александра Лукашенко была надежда, что он сможет найти общий язык с Владимиром Путиным. Во время протокольного приветствия он сообщил российскому лидеру, что хотел прямо перед журналистами рассказать некоторые подробности того, что «творится сейчас за нашими, Владимир Владимирович, спинами». Но все-таки решил обсудить это с глазу на глаз. Путин не принял эту игру, сразу сказав, что он знает, что происходит. Не остался в стороне и Михаил Касьянов, принявший огонь на себя. «Действительно, я часто стою за спиной Путина, в силу конституционных обстоятельств», -- заявил он в Москве журналистам.
Президенты вышли к журналистам уже после 9 часов вечера (хотя за это время Владимир Путин успел еще встретиться с краснодарским губернатором и мэрами Москвы и Сочи). То, что оба вымотаны, бросалось в глаза, да они и не пытались этого скрыть. Каждый остался при своем. Никакого прогресса в обсуждении конституционного устройства союза. Никакого прогресса в переговорах о единой валюте. Никакого прогресса в сфере торговли газом: Россия отменяет льготные цены на газ для Белоруссии, Минск грозит увеличить тариф на прокачку российского газа в Европу. По словам Путина, при обсуждении газовой проблематики президенты «пришли к выводу, что достаточно сложно разобраться в том, кто кому должен». «Каждый из хозяйствующих субъектов ссылается на то, что один другому предоставляет какие-то преференции, и в конечном итоге разобраться, кто кому должен, достаточно сложно. Поэтому мы пришли к выводу, что нужно переходить на рыночные отношения в этой сфере, не прекращая переговорного процесса по созданию совместного предприятия по единой трубопроводной системе», -- сказал российский президент. Увеличение платы за транзит его не испугало: «То на то и получится», -- заметил Путин.
В вопросе о рубле Александр Лукашенко был менее откровенен. Он подтвердил, что с 1 января 2005 года Белоруссия планирует перейти на единую с Россией валюту. Но оговорился: «Может быть россияне в этом процессе продвинулись чуть больше, больше знают об этом. У нас меньше опыта, мы хотим все понять и, может быть, в этом отстаем». Путин пояснил, что белорусские чиновники медлят не из-за отсутствия опыта, а по другим причинам: «Есть определенные тревоги у наших белорусских коллег, и это понятно, связанных с переходом на рубль. Но мы считаем, что все эти озабоченности предусмотрены в тех документах, которые предлагаются. Об этом наши специалисты подумали и эти озабоченности снимаются теми договоренностями, которые между ЦБ России и Нацбанком Белоруссии достигнуты». Предложения Лукашенко тоже пришлось сообщать российскому президенту. «Александр Григорьевич считает, что его (вопрос о рубле - Ред.) нужно предварительно обсудить на Совете министров союзного государства, а затем вынести на обсуждение Госсовета», -- сказал Путин. По его собственному мнению, уже выработанные документы о переходе на единую валюты «добротные». «Мы понимаем озабоченности белорусской стороны, и если она считает, что нужно еще поработать, мы не должны поддавливать и торопить этот процесс», -- сказал Владимир Путин, заметив, что до 2005 года, когда запланировано введение единой валюты, «времени немного, но оно есть».
В Кремле понимают, что время, хотя его и немного, работает на Россию и против Лукашенко. Увы, оно работает и не в интересах белорусского народа.
Игорь ГЛАНИН, Сочи, Андрей ДЕНИСОВ