|
|
N°171, 15 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ВМФ Центрального округа Москвы
У столицы появилась собственная подлодка
Власти Москвы нашли «несимметричный» ответ Санкт-Петербургу с его знаменитой «Авророй». Вскоре в столице тоже появится собственный корабль-музей. Причем не какой-нибудь старый крейсер, а настоящая подводная лодка. Выведенная из боевого состава флота, но выглядящая весьма угрожающе. Во всяком случае рыбаки и зеваки, наблюдавшие надводный ход субмарины по каналу имени Москвы, были поражены и размерами, и видом непривычного для здешней акватории корабля.
Как сообщил в конце минувшей недели первый заместитель мера в правительстве столицы Олег Толкачев, в дизельной подводной лодке четвертой эскадры Северного флота городские власти намерены создать музей Военно-морского флота. Сейчас субмарина «Новосибирский комсомолец» уже находится в Северном речном порту столицы. Однако уже к новому году ее разместят на одной из набережных Москвы-реки. Точное место установки лодки пока не определено. Предположительно она будет находиться вблизи моста «Багратион» на набережной Тараса Шевченко. «Лодка должна, с одной стороны, находиться в доступном месте, но с другой, она не должна своим видом угрожать мирному восприятию города», -- заявил на днях мэр Москвы Юрий Лужков. Он также сообщил, что окончательное решение о размещении «Комсомольца» будет принято на ближайшем заседании столичного правительства.
Для того чтобы транспортировать лодку под московскими мостами, у нее временно срежут боевую рубку. Согласно проекту, свой первоначальный облик «Новосибирский комсомолец» обретет уже после установки на специальный постамент. Рубку приварят обратно, а для завершения экспозиции рядом поместят сторожевой корабль «Дружный», который прибудет из Калининграда через полтора-два месяца. Посетители музея смогут постоять на палубе, подняться на капитанский мостик и даже заглянуть в перископ. Кроме того, на борту «отставной» субмарины разместят библиотеку и кинозал. Столичный градоначальник считает, что «таким образом эта боевая единица будет привлекать ребят служить на флоте».
Дизель-электрическая подводная лодка проекта Б-641 была изготовлена в 1979 году на горьковском заводе «Красное Сормово». В мае 1984 года она получила имя «Новосибирский комсомолец» и затем в течение двадцати лет бороздила просторы Атлантического океана, Средиземного, Баренцева и Норвежского морей. В 1998 году подводный корабль вывели из состава Северного флота России. Однако ее не постигла судьба большинства «списанных» субмарин, годами ржавеющих у самых дальних причалов в ожидании утилизации. «Новосибирскому комсомольцу» повезло -- лодку решили превратить в музей. С мая 2000 года реставрацией корабля занимались на Северном машиностроительном заводе в Северодвинске, с которым у столичных властей, по словам г-на Толкачева, «очень теплые отношения». Тамошние специалисты по заказу московской мэрии переоборудовали подлодку в музей, превратив ее из ветерана ВМФ во вполне боеспособную культурно-просветительскую единицу. Правда, для спокойствия военных все секретное оборудование с корабля демонтировали, а для удобства посетителей были расширены проходы между отсеками. В остальном, как утверждают столичные чиновники, экспонат ничем не отличается от традиционных боевых лодок.
Свой путь в Москву лодка начала 28 августа. Чтобы добраться до места своей последней стоянки, субмарина преодолела более тысячи километров от Северодвинска до Москвы. Два тягача буксировали подлодку на понтоне по Белому морю, Волге и, наконец, каналу имени Москвы. На своем пути она прошла девятнадцать шлюзов. Однако, как отметил г-н Толкачев, ни единого происшествия не случилось. «Операцию по доставке подводной лодки в столицу можно в этом плане назвать уникальной», -- сказал он. Первый заместитель мэра напомнил также, что Москва до появления в ее акватории «Новосибирского комсомольца» оставалась одним из немногих мегаполисов мира, где не было собственного музея ВМФ.
Анна ШПАК