|
|
N°171, 15 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджетная остановка
Депутаты претендуют на стабилизационный фонд
По мере прочтения депутатами проекта бюджета-2004 документ этот нравится им все меньше и меньше. В пятницу думский подкомитет по бюджету так и не смог принять окончательного решения -- рекомендовать ли проект к принятию или нет. Депутаты не согласились с предложенным правительством механизмом формирования стабилизационного фонда и предложили свой вариант. Проголосовав в итоге ни «за», ни «против» (голоса разделились 50 на 50), подкомитет отложил принятие решения до понедельника. На заседании комитета в понедельник должно решиться, кто будет в конечном итоге распоряжаться стабфондом -- правительство или Дума.
Подобное решение подкомитета оказалось на прошедшей неделе уже вторым нелояльным выпадом в отношении правительственного варианта бюджета. Первый раз депутаты высказали свое недовольство еще на первом заседании, правда, тогда спор был, в большей степени, теоретическим. Депутаты усомнились в способности правительства удвоить ВВП за 10 лет и попросили показать соответствующие расчеты. И хотя расчеты их не убедили, они тем не менее решили бюджетный процесс не тормозить. Тем более бюджет уже прошел нулевое чтение, что, по обещаниям центристов, должно гарантировать ему беспрепятственное прохождение в первом чтении.
При этом, как оказалось, во время нулевого чтения правительство забыло Думе кое о чем рассказать. Дело в том, что с условиями формирования стабилизационного фонда Минфин не мог определиться до самого последнего времени. Фактически на бюджетном подкомитете эти поправки в Бюджетный кодекс были официально оглашены впервые. К огорчению правительства у депутатов оказался готовым собственный вариант поправок. И подход к формированию фонда у них кардинально отличается от правительственного.
Как предлагает Минфин, из стабфонда в случае падения нефтяных цен будет финансироваться бюджетный дефицит. Фонд будет формироваться из бюджетных остатков на конец года и доходов бюджета от превышения ценами на нефть уровня 20 долл. за баррель. При этом правительство в конце года намерено само решать, какую часть бюджетных остатков направить в стабилизационный фонд. В правительственных поправках нет упоминания ни о величине фонда, ни о целях, на которые могут расходоваться эти деньги.
Депутатам такой подход не понравился. По словам председателя бюджетного подкомитета Виталия Шубы, на конец года финансового резерва накопится 250 мрлд, и распределением этих денег правительство намерено распоряжаться самолично. И хотя замминистра финансов Алексей Лавров уверял, что заранее спрогнозировать размер бюджетных остатков, а значит, и распределить их, невозможно, депутатов такие объяснения не удовлетворили. Ведь проверить правильность распределения правительством денег между стабфондом и другими нуждами государства Дума сможет лишь при рассмотрении бюджетного отчета правительства, а значит, не раньше мая следующего года.
Депутатский вариант поправок в БК предполагает уже сейчас четко зафиксировать сумму, которая будет направлена в государственный загашник, чтобы, по словам зампреда бюджетного комитета Михаила Задорнова, правительство никак не касалось распределения этих денег.
Первое чтение бюджета между тем намечено уже на 19 сентября, а в споре о стабфонде ни правительство, ни Дума уступать не намерены. И хотя глава бюджетного подкомитета Виталий Шуба уверял журналистов, что отказ подкомитета принять правительственные поправки и перенос этого вопроса на следующую неделю вписываются в нормы регламента, столь серьезные противоречия вполне могут задержать рассмотрение бюджета. Причем правительство к такому повороту оказалось совсем не готово, ожидая, что предвыборный синдром проявится у депутатов лишь на этапе распределения средств между статьями. Дума оказалась проворнее.
Ирина СКЛЯРОВА