Всю минувшую неделю внимание автомобильной элиты было приковано к Франкфурту, где уже в 60-й раз проходит международный автосалон. До 21 сентября выставку смогут посетить все желающие. Юбилейный салон поразил публику количеством новинок: крупнейшие автоконцерны мира привезли на выставку в Германию 125 премьер -- это больше, чем было продемонстрировано на состоявшихся в этом году автосалонах в Женеве, Париже и Детройте, вместе взятых.
Технологические и модельные новшества представили в основном немецкие автопроизводители, для которых «домашний автосалон» -- весьма своевременная возможность исправить ухудшающееся положение на рынке.
На протяжении нескольких месяцев на автомобильных рынках Старого Света господствует тенденция снижения продаж. В августе они сократились на 4,7% по сравнению с тем же месяцем год назад. И авторынок Германии, как самый крупный в Европе, особо чувствителен к негативной динамике. Так, в последний месяц лета на немецком рынке было продано 232 тыс. машин (всего в странах ЕС -- около 785 тыс.), что на 5% меньше, чем в августе 2002 года. Сужение рынка не замедлило сказаться и на национальных производителях -- немецкие автоконцерны в августе выпустили 265,1 тыс. автомобилей, или на 31% меньше, чем год назад.
Надежду национальным производителям на светлое будущее дал канцлер Герхард Шредер, подчеркнувший важность франкфуртского салона для экономики Германии. Г-н Шредер, лично посетивший салон, подолгу задерживался у стендов немецких компаний Volkswagen, BMW, Mercedes-Benz, Porsche, Opel. Особенно ему понравились Mercedes McLaren SLR, базовая стоимость которого, между прочим, полмиллиона евро. Довольный итогами визита, канцлер пообещал отечественным производителям всяческую поддержку со стороны государства.
Что весьма кстати. Продажи того же европейского отделения концерна DaimlerChrysler, Mercedes Car Group, в январе--августе 2003-го снизились на 2% (до 805,6 тыс. авто), потеря внутреннего рынка составила аж 7,5% (87,7 тыс. авто). Впрочем, последние не унывают и прогнозируют увеличение мировых продаж к 2006 году на 50%. Пока же сердца соотечественников и европейцев в целом будут завоевывать при помощи экономии топлива (20% на 100 км) и заботы об экологии. Обладатель Mercedes-Benz E200 NGT нажатием кнопки на руле сможет выбрать, какое топливо -- бензин или газ -- должно поступать в двигатель. Второй гибрид S-класса оснащен бензиновым двигателем V6 и двумя электродвигателями.
Для остальных крупнейших автоконцернов, которые припасли к франкфуртскому салону немало сюрпризов в области автомобилестроения, германский рынок -- довольно лакомый кусок. Осенью наблюдатели прочат расширение спроса на автомобили, отчасти объясняя падение продаж на рынке сезонным фактором (летом потенциальные покупатели находятся в отпусках). На руку мировым автопроизводителям, мечтающим о расширении продаж в Европе, может сыграть и менталитет бюргеров, привыкших на всем экономить, включая покупку новых шин вместо изношенных. Это уже сильно пошатнуло техническое состояние автопарка Германии, где, по оценкам экспертов, каждой пятой машине пора на свалку и каждой третьей нужен срочный ремонт. Так, в рамках ежегодного техосмотра за первое полугодие в Германии забраковано более 18% автомобилей, еще у 37% выявлены устраняемые дефекты.
На юбилейном салоне производители не упустили возможности заинтриговать европейцев специально подготовленными к выставке концепт-карами. Из 125 премьер около 60 -- новые разработки. Подобные машины, как правило, единственные в своем роде исполненные в футуристическом стиле, призваны не столько к демонстрации будущего модельного ряда, сколько к завоеванию внимания публики.
К примеру, для представленного на стенде Audi концепта Le Mans Quattro, который появится на рынке в ближайшие два года, прототипом послужила новая модель Lamborghini Gallardo (итальянская компания является частью «спортивного» отделения концерна Volkswagen, которым руководит Audi). По оценкам экспертов, двухместный купе Audi с гидравлическим приводом, прижимающим автомобиль с нарастанием скорости (610 л.с. и временем разгона 3,7 сек. до 100 км/ч), превзошел своего «донора».
Итальянцы, не закончив дизайн спортивного концепта Alfa Romeo 8 Competizione («соревнование»), привезли его на выставку с тонированными стеклами. По внешнему виду новинка, которая, по словам создателей, станет серийной уже весной, напоминает Ferrari Stradale Coupe (400 л.с. разгон до 100 км/ч за 4,5 сек.). В 2005 году итальянцы представят и кабриолет 8 С.
Корейцы представили на выставке новейший концепт купе-кабриолет KCV, напоминающий автомобиль из компьютерных игр. Автомобиль-игрушка оснащен автоматически складывающейся стеклянной крышей.
Приятно удивили посетителей выставки и производители автокомплектующих. Например, американские поставщики компонентов Delphi и Northrop привезли во Франкфурт новые разработки в области безопасности, призванные не сводить к минимуму последствия ДТП, а предотвращать опасность. Предупреждать водителя в критических ситуациях будет вибрационное устройство, закрепленное на руле. Если вибрация не подействует на случайно заснувшего водителя, устройство сможет принудительно остановить машину.
Не отстают и пионеры в области техники -- японцы. Концерн Toyota привез во Франкфурт новый гибрид Prius, владелец которого всего за 40 тыс. долл. избавит себя от сложностей с парковкой. Специальное программное обеспечение обеспечит парковку машины по команде без участия водителя.
Наряду с эпатирующими посетителей экстравагантными новинками в области автомобильной техники пестрые стенды автосалона демонстрируют приближение битвы за потребителя на европейском рынке в классах как «премиум», так и «компакт».
Англичане готовятся к выходу новой модели Land Rover, которая получит не свойственный этой марке дизайн кузова. Пока готов только эскиз будущего внедорожника, а технические подробности будут обнародованы не ранее 2004 года, однако производители уже заявили, что он будет конкурировать с BMW X5 и Mercedes M-Class. Побороться с BMW, Audi и Mercedes-Benz собирается и американский концерн Chrysler Group, президент которого Джо Эберхардт заявил, что через несколько лет Chrysler станет «премиум маркой».
Не скрывают, что ведут работы над моделью (завершатся к 2006 году), способной конкурировать с BMW 5-й серии, Mercedes-Benz и Audi A6, и в концерне Volkswagen.
Представленные на прошлой неделе премьеры компакт-автомобилей предрекают битву автопроизводителей и за сегмент С-класса. В то время как Volkswagen показал внешне практически неизмененный Golf пятого поколения, сделав акцент на вместимость и безопасность, Opel предложил концептуально новый, более агрессивный дизайн Astra.
Соперничать с немцами намерены французы. Renault анонсировала «заряженную» модификацию модели
Renault Megane Sport нового поколения. От базовой модели ее отличает скрытый под капотом двухлитровый 16-клапанный турбомотор (225 л.с.), модернизированная подвеска, увеличенный воздухозаборник и необычное крепление противотуманных фар.
Накал обеспечат японские автопроизводители, совокупные продажи которых на европейских рынках увеличились за полгода на 7,4%. С презентации во Франкфурте стартуют в Европе продажи новой спортивной Mazda3, также причисленной к C-классу.