|
|
N°171, 15 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Через тернии авангарда к звездам Госпремии
Выставка Петра Галаджева открылась на Остоженке
Петр Галаджев (1900--1971) был человеком поистине ренессансного замаха: художник, актер, режиссер -- работал в театре и кино, сотрудничал с газетами и журналами. Его персональная выставка -- находка для уставшего ограничиваться фотографией (и потому из Московского Дома фотографии сделавшегося Центром мультимедийного искусства) музея на Остоженке. В соответствии со стратегией соорганизатора выставки -- Московского центра искусств -- большая часть экспонатов происходит из частных собраний, из которых самое выдающееся -- Галерея Алекса Лахмана (Кельн), но для полноты картины присутствуют и работы из Государственного центрального музея кино. Ретроспектива выглядит замечательно полной: графика, эскизы декораций, фотомонтажи, изумительное количество контррельефов (вообще-то пространственные работы сохранялись плохо), даже кино на специально установленном экране. Выставку, организованную при поддержке Альфа-банка, сопровождает не научный каталог (такой уже выходил к выставке в Кельне в 1995-м), а чудесная книжка-сувенир, игрушка для любителя искусств.
В бурлящей до- и послереволюционной России такие мультимедийные люди, как Галаджев, не были редкостью: художники легко становились артистами, архитекторы писали картины, все вместе участвовали в теоретических дискуссиях, оформляли улицы к революционным праздникам. Искусство активно расширяло свои границы: появлялись пространственные работы, коллажи, фотомонтажи. Мощная сила втягивала в орбиты нового искусства новых людей, в числе которых были и студенты Вхутемаса, где учился Галаджев (еще он учился в Государственном техникуме кинематографии под руководством Льва Кулешова). Соединявший интерес к изобразительному искусству и театру (с 1915 года работал в опере Зимина художником, с 1919-го -- актером в Театре имени Сафонова) с любовью к кинематографу, юный Петр Галаджев оказался в нужное время в нужном месте, на пересечении стремящихся в неизведанные дали и неисследованные возможности монтажа двух новаторов -- Льва Кулешова и Александра Родченко. Не смог устоять и рванул за ними. Дешевая техника фотомонтажа, едва родившись, практичной рукой Родченко была решительно поставлена на службу кинематографической рекламе. Многочисленные издания на дурной бумаге постоянно требовали новых привлекательных комбинаций шрифтов и изображений. Петр Галаджев стал работником этого видимого, бойкого, но слишком уж сиюминутного фронта.
Полиграфия, фотомонтаж и Галаджев совпали удивительно удачно. Еще более удачной была кинематографическая судьба Галаджева: в тридцати шести фильмах он снимался, более полусотни оформил, еще три снял как режиссер. От «Приключений мистера Веста в стране большевиков» (1924, актер) его путь лежал через «Кощея Бессмертного» (1944, актер, художник) к «Журналисту» (1967, художник) и «Любить человека» (1972, художник). В 1965-м труды Галаджева были оценены званием заслуженного художника РСФСР, в 1971-м он получил Государственную премию за фильм «У озера». Фрагменты фильмов создают странный контраст раннему «авангардному» творчеству Петра Галаджева -- каждому времени свои песни.
Подпись: Петр Галаджев. High Life. 1920-е
Фаина БАЛАХОВСКАЯ