|
|
N°52, 26 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Старые песни от «главных»
Группа Scorpions выступила в Кремле с Государственным академическим симфоническим оркестром России
То, что кремлевский концерт Scorpions станет мероприятием, преисполненным всяческого пафоса, было ясно с того момента, когда Москва впервые услышала о грядущих гастролях. Подумать только: и легендарная группа Scorpions, и светлановский оркестр, и австрийский дирижер Кристиан Колоновиц -- полное братство народов, интернационализм и единение в духе перестройки. То, что «скорпы» -- одна из самых популярных рок-групп в нашей стране, это всем известно. Ничего удивительного -- у нас любят мелодичный «негрузящий» рок, а немецкий квинтет в этом за пару десятков лет своего существования преуспел, как никто. И пусть все их альбомы, начиная с Savage Amusement (1988), окончательно утвердили группу в статусе попсовиков, «играющих в рок», это ровным счетом ничего не значит. Scorpions для нас не группа. Это веха времени, пророк в чужом отечестве. Первая «официальная» западная рок-группа в СССР, приятели Михаила Сергеевича Горбачева, авторы незабвенной баллады «Ветер перемен». И такие все были молодые, и так уж всем хотелось узнать «правду о прошлом» и попасть в Европу, увидеть Париж и жить потом долго и счастливо... Но вот спели «скорпы» в 90-м фразу august summer night/ soldiers are passing by («августовский вечер/ мимо проходят солдаты»), ничего, главное, плохого в виду не имея, а глядь -- 91-й год, и август, и правда солдаты на улицах... Хотите -- верьте, хотите -- нет, но на концерте аккурат во время этой фразы мимо вашего корреспондента суетливо пробежал молоденький солдат. К чему бы это сейчас?
Шутки шутками, а перед концертом очередь на вход закрутилась по всей площадке перед Манежем, а «лишний билетик» спрашивали чуть ли не в вестибюле метро. Спекулянты предлагали свои услуги по каким-то совсем уж неприличным ценам, учитывая тот факт, что и в кассах билеты отнюдь дешевыми не были. Распространение закончилось полным аншлагом: даже дорогостоящий партер был забит полностью (чего в Кремле на рок-концерте давно не было), а журналистам, контрамарочникам и халявщикам пришлось жаться по стеночкам.
Войдя в зал, зритель видел сцену без декораций, дирижерский пульт и стулья для оркестрантов. Недолгое ожидание -- и вот выходят они. В смысле музыканты бывшего светлановского оркестра (последний год им руководит дирижер Василий Синайский). Овация. Потом появляются участники Scorpions и Кристиан Колоновиц собственной персоной. Бурные, продолжительные аплодисменты. «Скорпы» одеты, как бандиты из европейских фильмов (дизайнерские лохмотья), Колоновиц -- как клоун (красный кожаный фрак), а музыканты симфонического оркестра -- как музыканты симфонического оркестра. Возраст всех примерно одинаковый, пик славы у тех и у других тоже пришелся примерно на одно время. И те, и другие -- легенда, главные представители жанра. «Скорпы» -- рок-н-ролла, а ГАСО -- советской академической музыки.
Взмах дирижерской палочки -- и звучит динамичная песня Rock You Like A Hurricane (в оригинале присутствующая на альбоме Love At First Sting, 1984). Первые же исполненные композиции обнаружили беду программы Moment Of Glory: гитары живут своей жизнью, оркестр -- своей, выступая чем-то вроде декорации -- когда играют гитары, его почти не слышно, а в чисто симфонических моментах качество звука весьма скверное. Парадокс в том, что проекты из серии «рок-группа плюс оркестр» должны строиться на осмысленном и четком контрасте дискретного электрического звука (гитары) и живого-теплого-аналогового (инструменты оркестра). На сцене Кремля все происходило как раз наоборот: «скорпы» звучали совершенно по-человечески, а оркестр -- как плохой синтезатор (повторюсь, речь идет только о качестве звука). Подзвученные духовые и струнные казались искусственными, а сольным партиям звукорежиссер, не стесняясь, прибавлял громкости. Нормально дополняли друг друга только ударные -- «скорповская» барабанная установка (за ней новоприбывший Джеймс Коттак, бывший участник американской группы Kingdom Come) и литавры оркестра. Задача дирижера была довольно формальной: чтобы все музыканты играли в такт не бог весть какие сложные партии. Все получилось: группа равнялась на барабаны, дирижер тоже ориентировался на сидящего перед ним Коттака, а оркестр -- на дирижера. Подпрыгивающий и отчаянно жестикулирующий Колоновиц заряжал оркестр энтузиазмом, а «светлановцы» с радостью этот энтузиазм принимали. Положение существенно выправилось, когда пошли известные баллады Still Loving You (1984), Send Me An Angel (альбом Crazy World, 1990 год). Они и специально написанная для «симфонического проекта» песня Moment Of Glory (по ней программа и названа) с симфоническим оркестром звучат помпезно, пафосно и, как следствие, убедительно. Надо ли говорить, что публика буквально рыдала от восторга, слушая песни своих детства-отрочества-юности, а анализ звуковой картинки -- удел досужего критика. В этом смысле проект удался, что и требовалось доказать.
Александр БЕЛЯЕВ