|
|
N°170, 12 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Польские горняки штурмуют Варшаву
Первыми пострадали полицейские
Вчера начавшаяся в начале сентября волна протеста горняков из Силезии докатилась до Варшавы. Тысячи шахтеров, поначалу мирно шествовавших по главным улицам польской столицы, быстро превратились в агрессивную толпу, сметающую заградительные барьеры, а потом и полицейских. Несколько стражей порядка были тяжело ранены. В атакующих здания министерства экономики и Совета министров полетели резиновые пули. Пострадавшие появились и в рядах демонстрантов. Министр внутренних дел Кшиштоф Яник заявил, что напавшие на полицейских будут строго наказаны. Столкновения фиксировались на пленку, и зачинщики могут получить десять лет тюрьмы.
Непосредственной причиной протеста стало решение, принятое правительством в соответствии с программой реструктуризации отрасли, о закрытии четырех шахт. Рынок диктует свои правила, и 14 млн тонн каменного угля, добытого тяжелым горняцким трудом, оказались «лишними». Правительство обещает дополнительные капиталовложения, списание долгов и даже избежание массовых увольнений. Но шахтеры воспринимают эти обещания как голословные декларации и активно протестуют. Под руководством профсоюзных лидеров они занимают кабинеты местных начальников и оккупируют помещения правительственных учреждений.
Сначала был парализован город Катовице -- центр угледобывающей промышленности. Теперь настала очередь Варшавы. Протестующие требуют: «Закрыть правительство, а не шахты!», высказывают громкое «Нет реструктуризации!», выкрикивают в адрес чиновников: «Обманщики!» «Пусть Варшава знает, что мы не согласны на безработицу, -- говорит лидер профсоюза горняков Вацлав Черкавский. -- Мы защищаем не только четыре шахты, а все население Силезии, так что пусть нам сначала предоставят рабочие места, а потом можно будет вести переговоры о ликвидации шахт».
В Польше привыкли, что горнодобывающая промышленность медленнее всего приспосабливается к рыночной экономике. Шахтеры до сих пор не могут взять в голову, что добытый уголь нельзя продать, и легко поддаются на популистские лозунги об «уничтожении национального богатства». Этим пользуются профсоюзные лидеры, прекрасно понимая силу такого могучего электората, напора которого не сможет выдержать ни одно правительство. С другой стороны, есть понимание, что, не избавившись от обанкротившихся шахт, трудно рассчитывать на успешную реализацию программы реструктуризации. Ведь у конкурентов за границей дешевого угля хоть отбавляй.
Денис ЗАЙЦЕВ, Варшава