|
|
N°170, 12 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Газовая реформа снова в Белом доме
Минэкономразвития и «Газпром» опять не договорились
25 сентября правительство планирует предпринять очередную попытку рассмотреть ситуацию в газовой отрасли. Говорить о ее реформировании сейчас не принято, поскольку по политическим соображениям считается, что тема закрыта до окончания федеральной избирательной кампании. По этой причине, скорее всего, не будет и конкретных решений о начале серьезных изменений в данной сфере. Тем не менее «схватка» ожидается жаркой, поскольку Министерство экономического развития и «Газпром» основные разногласия так и не уладили. Это следует из доклада под названием «О структурных преобразованиях в добыче и транспортировке газа» (его текст имеется в распоряжении газеты «Время новостей»), поступившего в правительство из ведомства Грефа несколько дней назад. Правда, нельзя исключать и традиционного развития событий, когда «поединок» реформаторского штаба с монополией в Белом доме отменят после «отмашки» из Кремля.
Труд, который направило в правительство Минэкономразвития, уместился на 10 страницах, но смотрится очень бойко. В качестве главной характеристики приводится следующее: «Газпром» решает весь комплекс задач в газовой отрасли -- от разведки, бурения, добычи газа до транспортировки и хранения как в России, так и за рубежом; осуществляет финансирование строительства объектов магистрального транспорта газа, распределительных сетей (программы газификации), несет социальные обязательства, отвечает за надежное и гарантированное газоснабжение потребителей России; является единственным поставщиком газа на экспорт, самостоятельно определяет всю экспортную сбытовую политику и отвечает за выполнение экспортных контрактов». При этом все это делается на собственные средства монополиста и исключительно в его корпоративных интересах. По мнению авторов доклада, «это не только концентрирует всю ответственность и все риски на одной организации, но и формирует зависимость между эффективностью принимаемых управленческих решений и последствиями допущенных ошибок для всей газовой отрасли России». Кроме того, «все технические и технологические принципы функционирования всей единой системы газоснабжения определяются исключительно внутренним документооборотом («Газпрома». -- Ред.) и непрозрачны для остальных участников».
Комплекс мер, предлагаемых ведомством Грефа, состоит из трех пунктов: формирование условий для развития рынка газа, структурные преобразования в газовой отрасли и стимулирование «независимой» газодобычи. Именно против второго пункта всегда выступал менеджмент «Газпрома», но МЭРТ не стал отказываться от него. Утешением концерну может служить фраза о том, что «характер проводимых мероприятий в этой области подлежит тщательному анализу на предмет оценки всех возможных сопряженных с ними рисков». И именно из него состоит большая часть доклада.
Первое, что подразумевают «структурные преобразования», -- обособление газотранспортной инфраструктуры. «По указанному вопросу мы нашли промежуточное понимание с ОАО «Газпром», -- говорится в докладе, -- правда, до сегодняшнего дня не получившего письменного подтверждения, о возможности объединения действующих 17 организаций по транспортировке газа в одну или три компании с наделением основными средствами на условиях аренды». Источник в компании заявил газете «Время новостей», что «пока о согласованной позиции говорить преждевременно, какие-либо договоренности могут быть достигнуты только по итогам проведения полноценного социально-экономического анализа последствий этих шагов». Непонятно, правда, чем «Газпром» и Минэкономразвития занимались четыре месяца, данные им премьером Касьяновым на доработку позиций, если таких расчетов до сих пор нет.
Тем не менее МЭРТ настаивает на том, что выделение в структуре «Газпрома» 100-процентной газотранспортной компании представляется «абсолютной необходимым» с точки зрения обеспечения финансовой прозрачности концерна, равноудаленности газотранспортной инфраструктуры от интересов всех участников рынка, обеспечения недискриминационного доступа к газотранспортной системе, а также объективных условий для расчета тарифов на транспортировку газа по единым правилам для всех ее пользователей.
Вариантов выделения два: передача основных средств (газопроводов) на баланс новой компании или использование их на правах аренды у головного концерна. При этом в докладе четко говорится о предпочтительности первого пути, который абсолютно не устраивает «Газпром». Кроме того, оппоненты не смогли прийти к единому мнению об организационно-правовой форме газотранспортной компании. Министерство настаивает на открытом акционерном обществе, а менеджмент желает ООО. В последнем случае, говорится в докладе, «компания не будет нести достаточной ответственности за эффективность управления активами газотранспортной системы и их воспроизводство, выступая, по сути, лишь эксплуатирующей организацией».
Вторым направлением структурных перемен названо выделение Центрального производственно-диспетчерского управления (по типу Системного оператора в энергетике), против чего также категорически возражает «Газпром». Предлагается преобразование действующих газодобывающих предприятий концерна из обществ с ограниченной ответственностью в его 100-процентные дочерние акционерные общества. «Сегодня эти компании имеют годовой оборот 3,7 млрд долл. и управляют основными фондами совокупной стоимостью 20 млрд долл., юридически не отвечая за эффективность управления этими активами и их воспроизводство», -- констатирует документ. При этом в случае либерализации цен на газ, чего добивается «Газпром», нужно будет пойти еще дальше: создать пять--шесть крупных независимых друг от друга газодобывающих компаний.
В сфере сбыта предлагается «традиционный» равный гарантированный доступ в трубу в обмен на инвестиции независимых производителей в развитие ГТК, а также пропорциональная добыче социальная нагрузка (поставки по регулируемым ценам) всех производителей и участие в доходах от экспортных продаж через единый канал (предпочтительно «Газэкспорт»). Последним направлением деятельности, по мысли авторов, должно стать регулирование, которое должно быть сведено к хеджированию рисков от вышеописанных мер. Здесь и желательность прямого акционерного контроля государства над «Газпромом» (без конкретных предложений), и либерализация рынка акций, и повышение прозрачности концерна, и снижение долгового бремени, и ликвидация перекрестного субсидирования, и минимизация социальных последствий роста цен на газ.
По информации газеты «Время новостей», в правительстве не намерены заниматься примирением сторон, однако и к радикальным действиям не готовы по политическим мотивам. При этом высокопоставленный источник в Белом доме говорит, что никакой либерализации цен на газ не будет, пока «Газпром» не станет по-настоящему прозрачной компанией. И именно на решении этой задачи будут сконцентрированы усилия кабинета министров. По словам собеседника газеты, особое внимание будет уделено рассмотрению инвестиционной программы монополиста на 2004 год, которое намечено на конец ноября.
Газете «Время новостей» удалось выяснить основные параметры этого документа. По сравнению с прошлым годом ее объем вырастет более чем на 40 млрд рублей, до 237,3 млрд (почти 8 млрд долларов). При этом капитальные вложения составят 212,3 млрд руб., а долгосрочные финансовые вложения -- 25 млрд руб. Основная статья расходов -- инвестиции в газотранспортную систему -- 118 млрд руб, на добычу и геологоразведку -- 78,2 млрд. Еще 3,5 млрд на радость губернаторам будут вложены в газификацию регионов. Возросший «инвестиционный аппетит» в «Газпроме» объясняют масштабностью проектов. Однако обычно Минэкономразвития находит в инвестпрограмме концерна 20--30 млрд «необоснованных расходов». И не исключено, что в монополии на этот раз пошли по пути «проси больше --- получишь сколько планировал».
Алексей ГРИВАЧ