|
|
N°52, 26 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Бюджет -- в трубу
Государство решило финансировать строительство БТС
На сооружение Балтийской трубопроводной системы (БТС), которая до сих пор финансировалась только за счет инвестиций "Транснефти", будут выделены средства федерального бюджета. Об этом в конце прошлой недели заявил вице-премьер Виктор Христенко, проводя в Ленинградской области заседание координационного совета по строительству БТС и нефтеналивного порта Приморск.
Кроме того, по словам Христенко, заявки от нефтекомпаний уже сейчас превышают суммарную проектную мощность двух первых очередей БТС. Вывод вице-премьера: нужно расширять "трубу".
Изначально, в середине 90-х годов, планировалось, что мощность БТС составит 45 млн т. Затем, подсчитав свои возможности, в правительстве Евгения Примакова решили сократить пропускную способность системы до 29 млн т. В результате 31 марта 2000 года началось строительство первой очереди БТС мощностью 12 млн т и стоимостью 460,5 млн долл.
Из этой суммы, как сказал корреспонденту газеты "Время новостей" вице-губернатор Ленобласти Александр Брахно, курирующий БТС, примерно одна треть -- около 160 млн долл. -- уже выделена "Транснефтью". Причем 105 млн долл. собрано за счет действовавшей в 1999--2000 годах инвестсоставляющей в тарифе на прокачку нефти по магистральным трубопроводам, а остальное выделено из прибыли "Транснефти". Из ее средств будет ассигновано еще примерно 200 млн долл. Оставшиеся 100 млн, как сказал корреспонденту газеты "Время новостей" президент "Транснефти" Семен Вайншток, эта компания займет у ЕБРР. "Мы сейчас заканчиваем переговоры и скоро подпишем документы", -- пообещал глава компании, указав, что второй кредит в размере 240 млн долл. "Транснефть" возьмет у ЕБРР на нефтепровод Суходольная--Родионовская в обход Украины.
Но еще 200 млн долл. необходимо на строительство второй очереди БТС, которая позволит к 12 млн т нефти прибавить экспортный объем в размере 17 млн т сырья. Часть этих денег даст госказна: Христенко заявил, что уже в ближайшее время правительство рассмотрит вопрос о включении соответствующей строки в бюджет 2002 года.
Эту новость с одобрением восприняли как представители Ленобласти, так и подрядчики: до сих пор о выделении бюджетных средств на нужды БТС и речи не было. "Нужно торопиться с решением этого вопроса, чтобы не опоздать к разработке закона о бюджете и не потерять бюджетный год, а подготовительные работы к сооружению второй очереди начинать уже сейчас", -- призвал вице-премьер. Относительно первой очереди он заявил: "Нет сомнений, что она будет пущена в срок -- в декабре 2001 года".
Такую поспешность в строительстве второй очереди Христенко объяснил повышенным "спросом" на новую экспортную трубу со стороны нефтяников: российские компании, а также "Казахтрансойл" уже хотят прокачивать через Приморск 32 млн т при проектной мощности системы в 29 млн. Скорее всего лимит БТС и порта будет увеличен: вице-премьер заметил, что "есть необходимость рассмотреть этот вопрос в ближайшее время".
Виктор МАТВЕЕВ, Санкт-Петербург