|
|
N°169, 11 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
ЦБ объяснит, как сдуть капиталы
Объявленная Центробанком борьба с раздуванием капиталов принимает все более затяжной характер. Как и ожидали эксперты, банки не хотят занижать оценку собственного капитала, а при замещении фиктивных средств используют не реальные деньги, а новые схемы. Поэтому, как сообщил вчера директор департамента банковского регулирования и надзора ЦБ Алексей Симановский, Банк России в течение месяца подготовит разъяснение о том, что такое реальная замена ненадлежащих активов и как ее можно производить.
Очистка капиталов банков от средств, выданных ими же по кредитам, векселям или корсчетам («ненадлежащих активов»), -- один из приоритетов команды Сергея Игнатьева. После принятия нового положения №215-П (об определении собственных средств), нацеленного на борьбу с раздуванием, председатель ЦБ заявил: «Мы намерены последовательно применять этот документ. Я лично буду придавать этому большое значение». «И вот сейчас при проверках инспекторы открыто говорят: «Покажите схемы, иначе всем будет тяжело». И банк сам сдает фиктивные активы», -- сказал представитель банковского сообщества.
Так или иначе, к сентябрю ЦБ проверил около 180 небольших банков и в капиталах 60 из них обнаружил ненадлежащие активы. По мнению руководителя банковского направления РА «Интерфакс» Михаила Матовникова, это хороший результат. «50% банков, раздувающих капитал, -- значительная цифра», -- полагает аналитик. Однако найти нарушителей -- это еще полдела. Пока, по данным руководства Банка России, добровольно скорректировали капитал единицы его подопечных, еще три банка не согласны с мнением о том, что они раздувают капитал.
А те, кто согласился на замену ненадлежащих активов, пытаются вновь обмануть надзор. Зачастую ЦБ видит все новые кредиты, которые попадают в капитал банка, отмечает Алексей Симановский, и это не устраивает чиновников. «Сейчас мы готовим официальное разъяснение о том, что такое замена ненадлежащих активов, -- заявил вчера директор надзорного департамента ЦБ, -- надеюсь, оно выйдет в течение месяца». По словам Симановского, «реально можно говорить только об одной ситуации (замене. -- Ред.)»: банк выдает средства заемщику, заемщик вносит их в уставный капитал, а затем возвращает аналогичный объем средств банку. «Других вариантов быть не может», -- отметил чиновник Центробанка.
По мнению банкиров, надзорный блок во главе с Андреем Козловым пошел по правильному пути. «ЦБ хочет создать ситуацию, когда повторное использование схемы будет невозможным и у кредитных организаций не останется иного выбора, как снизить капитал», -- рассуждает руководитель среднего московского банка. А Михаил Матовников из РА «Интерфакс» полагает, что вскоре на Неглинной могут ужесточить санкции за каждое последующее нарушение правил оценки капитала. Симановский признает, что надзорные меры «могут быть самые разные, включая запрет на осуществление ряда операций и требование о замене руководителя» банка.
А заместитель генерального директора аудиторской компании ФБК Алексей Терехов полагает, что Центробанк нашел приемлемый выход из ситуации, но было бы проще просто уточнить определение ненадлежащих активов в положении №215-П. «Международные стандарты учета трактуют активы как нечто, что приносит доход или дает возможность рассчитывать на получение дохода в будущем, -- полагает аудитор. -- Все остальное можно подвести под ненадлежащие активы, требовать создавать под них резервы и вычитать из капитала». «Пока граница между надлежащими и ненадлежащими активами слишком размыта, Центробанк сам попал в это болото и пытается вытащить себя из него подобно барону Мюнхгаузену».
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ