Время новостей
     N°169, 11 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2003
Свежая кровь
«Рокировочка» в КПРФ может изменить партийные приоритеты
До конца этой недели все партии, претендующие на участие в выборах, намерены определиться с предвыборными списками. КПРФ сделала это одной из первых. Главной новостью прошедшего съезда партии стало оглашение фамилий первой троицы. Это Зюганов, Кондратенко и Харитонов. Включение в тройку лидеров Кондратенко стало знаковым событием. Он призван, чтобы влить в КПРФ новую кровь.

В отличие от Харитонова, который выдернут для партийной работы исключительно на предвыборный период и будет отправлен обратно сразу после подсчета голосов, Кондратенко -- идеолог. Вырвавшись в лидеры, он постарается закрепить за собой это место надолго, если не навсегда. Его приход означает, что программные установки КПРФ могут кардинально измениться. С подачи лидера номер два КПРФ начнет бороться с сионистскими заговорами, а значит, уже не сможет позиционировать себя как партию интернационалистов. С таким активистом КПРФ будет больше подходить партию красно-коричневого толка.

Не исключено, что позицией номер два Кондратенко не удовольствуется и будет стремиться в предвыборной кампании играть первую скрипку. Зюганов, конечно же, златоуст, но тягаться с батькой Кондратом он не в состоянии. Батька Кондрат говорит искренним, прочувствованным голосом. Батька Кондрат одевается просто, как электорат. Батька Кондрат неизмеримо более энергичен, чем Геннадий Зюганов.

Заняв фактически первое место, не умолкая ни на секунду, Кондратенко будет привлекать на свою сторону все больше и больше внимания, оставив Зюганову роль статиста, сидящего в президиуме. Зюганов, похоже, совсем не осознает, что новый выдвиженец угрожает его положению, очевидно полагая, что положение лидера партии незыблемо. Однако это мнение сегодня разделяют разве что родные и близкие Геннадия Андреевича.

Не исключено, что вскоре проникшийся харизмой лидера номер два наблюдательный коммунистический избиратель может подумать, что в партии теперь главный Кондратенко. А это опасно не только для Зюганова. Это опасно для самой партии. С появлением Кондратенко в партии неизбежно появятся разногласия. Зюганов вряд ли смирится с тем, что на сторону КПРФ привлекается националистический или даже фашистский электорат, а электорат умеренный с каждым днем теряет желание голосовать за КПРФ. Зюганов конечно же захочет удержать умеренных коммунистов. Но не факт, что это у него получится. В прошлом году ему не удалось удержать своих умеренных товарищей, ближайших соратников -- Геннадия Селезнева и Светлану Горячеву. Это показало, что Зюганов не контролирует ситуацию даже в ЦК, даже в думской фракции, не говоря уж о партии в целом и тем более не говоря о настроениях избирателей. В результате за КПРФ могут проголосовать лишь остатки красного пояса.

Жертвы, на которые идет КПРФ, пригласив Кондратенко, не исчерпываются сужением электоральной поддержки. По сути своих высказываний Кондратенко -- не что иное, как кубанский Жириновский. Любое его неосторожное, экспрессивное высказывание сможет создать для КПРФ непреодолимые юридические проблемы. Вплоть до вмешательства Центризбиркома. Коммунисты, вероятно, полагают, что хлесткие слова батьки Кондрата станут дополнительным пиаром для партии, но почему-то не думают, что этот пиар может оказаться последним.

Но даже не это самое страшное. Главная опасность в том, что Кондратенко, как человек импульсивный, через какое-то время так или иначе начнет выносить сор из избы. Разглядев в некоторых членах федерального списка КПРФ представителей нефтяной кампании ЮКОС, которые, кстати, были включены в этот список на том же самом съезде, Кондратенко примется разоблачать сионистский заговор внутри своей партии. Обвинив руководство партии в близорукости, Кондратенко примется за сведение счетов. А называется это словом «раскол».

С другой стороны, возможно, все пойдет по иному сценарию. Вполне возможно, Кондратенко будет вести себя ниже травы тише воды, никакого раскола не будет, товарищей по партии он будет только хвалить, а деньги, которыми его будет снабжать нефтяная кампания ЮКОС, исправно тратить. Но это будет самый болезненный удар, который он сможет нанести КПРФ. КПРФ уже с помощью Кондратенко, самого несгибаемого из несгибаемых, продемонстрирует всему народу, что такое коммунистическая партия сегодня. Это партия беспринципных, легко меняющих свои убеждения и озабоченных решением личных финансовых проблем господ. Именно господ, а вовсе не товарищей. Вот, к примеру, совсем недавно в партию как ни в чем не бывало вернулся Николай Губенко. Это говорит только о беспринципности. И даже не столько Губенко, сколько партии, которая с жаром вычищала его из своих рядов еще год назад, а сегодня приняла обратно.

Впрочем, возможно, на самом деле коммунисты хотели бы быть намного принципиальнее. И даже пригласили для этого нового идеолога. Правда, вливание свежей крови на деле может обернуться кровопусканием.

Николай ПЕТРЕНКО