|
|
N°169, 11 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Резиновый регламент
Потерю очков «Феррари» может наверстать с помощью чиновников
Скандал начался после «Гран-при Венгрии», когда «Феррари» потеряла первое место в Кубке конструкторов, а Михаэль Шумахер окончательно растерял большое преимущество в чемпионате. Хуан Пабло Монтойя и Кими Райкконен вплотную приблизились к немецкому гонщику. Успех конкурентов в «Феррари» связали с покрышками «Мишлен», которые стояли на болидах «Уильямса» и «Макларена». По мнению руководства итальянской команды, французская резина не соответствовала регламенту Международной федерации автоспорта (ФИА). Это и стало причиной спора.
Сначала в ФИА пришло анонимное письмо, в котором сообщалось о нарушениях, допущенных «Мишленом». Позже выяснилось, что авторы жалобы из «Феррари». Технические нюансы претензии замысловаты: по правилам ФИА ширина передних покрышек не должна превышать 270 мм, однако состояние, в котором они достигают этого размера, не оговаривается. В «Феррари» посчитали, что требование должно касаться в том числе и разогретой резины, площадь которой во время гонки увеличивается. Это улучшает сцепление с покрытием и дает гонщику определенное преимущество. Именно это и происходило с покрышками «Мишлен». Признав претензию итальянской команды обоснованной, ФИА постановила использовать резину, которая не меняет своих характеристик во время гонки.
После того как это постановление было принято, началось самое интересное. Директор «Феррари» Жан Тод заявил, что команды, использовавшие неправильные покрышки, должны быть дисквалифицированы, а результаты всех гонок пересмотрены. Это означало бы снятие всех очков с «Макларена» и «Уильямса» и досрочное чемпионство «Феррари». Представители «Мишлена» обвинили итальянцев в неспортивном поведении и пообещали обратиться в суд, а затем пригрозили и бойкотировать следующий Гран-при. Лишь вмешательство Берни Экклстоуна, фактического владельца «Формулы-1», удержало их от этого шага.
Общественность «Ф-1» взволновалась: припомнив руководителям «Скудерии» Россу Брауну и Жану Тодту прежние грехи, болельщики обвинили их в давлении на президента ФИА Макса Мосли, который слишком легко согласился изменить регламент соревнований. Народный вердикт вынесли мгновенно: Браун и Тодт хотят добиться результата любой ценой. «Честность» и «порядочность» -- слова, отсутствующие в лексиконе этих господ.
В этом сезоне борьба двух шинных фирм обращала на себя много внимания. Все клиенты «Бриджстоуна», кроме «Феррари», почти всегда оставались позади соперников, использовавших «Мишлен». Сейчас нельзя выяснить, насколько использование «Мишленом» слабости регламента сказалось на этом преимуществе. Одно известно наверняка: роль шин в «Ф-1» значительна. В этом году в борьбе трех ведущих команд, при прочих равных факторах вроде аэродинамических характеристик и мощности мотора, качество покрышек может сыграть решающую роль.
Пьер Дюпаскье, директор спортивного подразделения «Мишлена», рассказал журналистам, что впервые его фирма представила ФИА свои покрышки в 2001 году и с тех пор никаких претензий к ним не возникало. Для «Гран-при Италии», который состоится в выходные, «Мишлен» приготовил новый тип покрышек. Косвенно это подтверждает вину фирмы. После неудавшейся угрозы вообще не выйти на старт в «Мишлене», по словам Дюпаскье, совершили настоящий подвиг. За неделю с небольшим они сделали новый тип резины, полностью соответствующий нынешним требованиям.
Теперь главное выяснить, как ФИА допустила долговременное нарушение регламента соревнования? Как можно было довести ситуацию до того, что результаты чемпионата могли быть пересмотрены? Сейчас в ведомстве Макса Мосли пытаются замять скандал. Во вторник представителям федерации были показаны модернизированные покрышки «Мишлена» до и после использования. Новинка признана легальной. Попытка «Феррари» опротестовать результаты прошлых гонок даже не берется ФИА в расчет. Власть пожурила «Мишлен» за их просчет и попросила в будущем так не делать.
Необходимость использовать новые покрышки уже в эти выходные может сказаться на скорости «Уильямсов» и «Макларенов». Управляющий директор последних Мартин Уитмарш первыми тестами новой резины остался недоволен: «Нам пришлось менять много настроек, и это сработало не в нашу пользу». В итоге закулисная атака «Феррари» достигла своей цели. Главные конкуренты итальянской команды столкнутся с серьезными трудностями на «Гран-при Италии».
Илья ЗАХАРОВ