|
|
N°169, 11 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Штраф для бойцов невидимого фронта
Иммиграционные власти требуют ужесточить наказания для нелегальных гастарбайтеров
Руководители управления по делам миграции ГУВД Москвы настаивают на увеличении штрафов для столичных предпринимателей за незаконное использование нелегальной рабочей силы. Ныне действующие штрафы миграционные чиновники считают слишком незначительными и неадекватными совершаемым правонарушениям. «Они не являются реальным средством воздействия на работодателей», -- заявил вчера начальник управления по делам миграции Анатолий Батуркин, подводя итоги первого полугодия работы специальной иммиграционной инспекции.
Созданная всего полгода назад инспекция уже успела причинить немало неприятностей столичным предпринимателям. Правда, наказание за использование гастарбайтеров преимущественно моральное. «Если по старым законам штраф за каждого нелегального рабочего мог достигать 120 МРОТ, то по новому КоАП это нарушение грозит работодателю потерей всего 2 тысяч рублей, независимо от количества таких рабочих», -- посетовал г-н Батуркин. Ощутимым же воспитательным инструментом, по его мнению, мог бы быть штраф в размере 30--50 МРОТ, причем для злостных нарушителей миграционного законодательства начальник управления считает допустимым ввести и уголовную ответственность.
Несмотря на то что в иммиграционной инспекции четыре «профильных» отдела -- строительство, потребительский рынок, гостиничная сфера и транспорт, -- основной головной болью считаются сфера строительства и рынки. Самыми законопослушными работодателями миграционные чиновники считают руководителей предприятий общественного транспорта. Так, например, почти все водители столичных автобусов и троллейбусов сегодня являются гражданами Украины и Молдавии. Но они легально оформлены на работу в отличие от «героев невидимого фронта» и соавторов московского строительного чуда -- таджиков.
О существовании в Москве тысяч гастарбайтеров из Таджикистана прекрасно знают все жители столицы. Однако для властей города они как бы не существуют -- ни в каких документах (налоговых, социальных, коммунальных) эти люди не фигурируют. И проходят процесс «легализации» во время плановых проверок иммиграционных чиновников. Проверки эти, как уверяет начальник инспекции Михаил Мельник, проводятся «совершенно открыто». Правда, порой проверяющим требуется силовая поддержка. «Иногда приглашаем с собой ОМОН, потому что на крупных объектах приходится сначала окружать стройплощадку со всех сторон, перекрыть все пути-выходы, чтобы строители-таджики, прыгающие с лесов при нашем появлении, не сбежали и их можно было предъявить их работодателям», -- признался начальник управления по делам миграции.
По словам Анатолия Батуркина, нарушения (то есть собственно нелегальные таджики) выявляются практически на всех стройплощадках города, в том числе у зодчего романтических «Алых парусов» «Донстроя» или возводящего престижный «Эдельвейс» «Спецстроя». После последней проверки «Эдельвейса», например, в местные отделения милиции оттуда было доставлено больше ста «нелегалов». Кстати, решение их дальнейшей судьбы тоже в конечном итоге упирается в денежные вопросы. Для отправки работающих в Москве без разрешения гастарбайтеров на их историческую родину правительство города недавно выделило 12 млн руб. Этого крайне мало, даже с учетом того, что в 2003-м миграционной инспекции удалось взыскать еще 1,1 млн руб., -- ведь всего за первые восемь месяцев этого года по решениям судов необходимо было депортировать свыше 6600 «нелегалов». Правда, власти столицы уже передали иммиграционной инспекции пять приемников-распределителей, под крышей которых гастрарбайтеры могут перебиться в ожидании поступления средств на обратный билет. Сейчас своей очереди на депортацию ждет более 300 гастрарбайтеров.
Ирина БЕЛАШЕВА