|
|
N°52, 26 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Террор против "Вихря"
Экстремисты ответили на спецопрерацию серией взрывов
Крупнейшая с осени 1999 года серия диверсий потрясла российские города в минувшие выходные. В субботу утром сразу в трех разных местах -- Минеральных Водах, Ессентуках и в одном из сел Карачаево-Черкесии -- почти одновременно взорвались начиненные взрывчаткой автомобили. Общий итог -- как минимум 24 погибших и более 140 раненых.
Для федеральных властей вообще и спецслужб в частности происшедшее стало неожиданностью, причем очень неприятной. В первые часы после трагедии представители правоохранительных органов откровенно не желали признавать «чеченский» след и выдвигали самые нелепые версии -- будто все это могло быть коммерческими разборками или вообще несчастным случаем. Логика таких заявлений вполне понятна. С начала контртеррористической операции в Чечне спецслужбы довольно быстро смогли наладить в городах и основных объектах жизнеобеспечения систему по предупреждению диверсий, включая как сугубо оперативные, так и профилактические меры, и сравнительно успешно противостояли попыткам боевиков наносить удары вне Чечни. Достаточно вспомнить, что сообщений о разоблаченных группах террористов, пытавшихся добраться до намеченных целей в России, за последние полтора года было намного больше, чем удавшихся «акций возмездия». Те же теракты, что сепаратисты все же провели (имеются в виду случаи, где «чеченский» след установлен достоверно), к примеру прошлогодние взрывы на рынках и вокзалах Пятигорска и Невинномысска, были скорее актами отчаяния -- сделать хоть что-нибудь и как-нибудь. Совершали их даже не боевики, а нанятые за деньги случайные люди, непрофессионалы, которым по определению легче обойти расставленные спецслужбами агентурные сети. В целом же, судя по всему, созданная антитеррористическая система позволяла держать планы сепаратистов насчет масштабных диверсий под жестким контролем.
На этом фоне прогремевшие в субботу взрывы выглядят явным проколом спецслужб -- ведь очевидно, что три одновременных теракта такого масштаба готовились не одну неделю и требовали привлечения большого количества людей, причем профессионалов. Трагедия тем болезненнее для правоохранительных органов, что произошла она в самый разгар проводящейся с 19 марта по всей стране спецоперации «Вихрь-Антитеррор». Глава МВД Владимир Рушайло в субботу же вечером заявил, что в ходе операции его ведомству удалось задержать «ряд групп, планировавших теракты в ряде регионов», однако сгладить впечатление от прогремевших взрывов подобное заявление никак не могло. Именно поэтому, очевидно, проблемой расследования терактов и наведения порядка на месте сразу после трагедии лично занялся президент Путин, который уже через несколько часов отправил в Минводы генпрокурора Владимира Устинова, директора ФСБ Николая Патрушева и замминистра внутренних дел Ивана Голубева. Сопоставив обстоятельства взрывов, следователи уже вчера к утру твердо заявили, что они связаны между собой и организованы одной и той же диверсионной группой, действовавшей по заданию кого-то из лидеров сепаратистов, предположительно Хаттаба.
Все три теракта совершены в 10 часов утра с разницей всего в 2--3 минуты по одному и тому же сценарию -- бомбы были заложены в неприметные подержанные «Жигули» старых моделей. В Минеральных Водах ВАЗ-2106 (марку и номер оперативники узнали только со слов свидетелей -- сам автомобиль буквально разнесло в клочья) был припаркован у входа на Центральный рынок рядом с остановкой маршрутного такси. В субботу утром, когда горожане отправляются за покупками, это место в городе самое людное, и именно здесь последствия диверсии оказались наиболее тяжелыми. Как выяснили эксперты, мощность мины составляла более 50 кг в тротиловом эквиваленте, к тому же она была начинена болтами, гайками и резаной арматурой. В результате радиус действия составил около 500 метров -- полностью разрушены семь павильонов рынка, около 20 стоявших поблизости автомобилей, серьезно повреждены около 10 жилых домов. Однако самая страшная картина образовалась непосредственно на рыночной площади, которая почти полностью была заполнена людьми. Девять человек, оказавшихся ближе всех к заминированной «шестерке», были просто разорваны на части, а в течение получаса после трагедии «скорые», которых катастрофически не хватало, и просто попутные машины развезли по больницам в общей сложности 96 раненых.
К воскресенью, по данным УВД Ставропольского края, общее количество погибших от взрыва достигло 22 человек. У большинства из них смерть наступила в результате рваных ран, полученных от тех самых болтов и гаек, разлетавшихся от заминированной машины на сотни метров.
В Ессентуках взрыв прогремел спустя всего минуту -- там мина мощностью 25--30 кг тротила была заложена в потрепанный ВАЗ-2103, находившийся на стоянке у Межрайонного разрешительно-экзаменационного отдела местного (МРЭО) ГИБДД. Расчет террористов был также на массовые жертвы -- обычно у МРЭО стоит довольно большая очередь горожан, приехавших перерегистрировать автомобили, менять права или сдавать экзамены. Однако отчасти здесь людей спасло то, что в субботу ГИБДД открывалась позднее обычного, и народ еще просто не успел собраться. В результате, в Ессентуках обошлось без погибших, а в больницы были доставлены 12 раненых, жизнь которых, по мнению врачей, находилась вне опасности.
Третий же взрыв -- в Карачаево-Черкесии -- стал единственным из всей диверсионной серии, в котором правоохранительным органам все же удалось себя проявить, не допустив жертв среди мирных граждан. Как выяснилось, еще около шести часов утра на одной из объездных дорог обычный патруль ГИБДД остановил для проверки проезжавшие мимо «Жигули». Документы у водителя были в порядке, однако постовые проявили редкую добросовестность, решили осмотреть машину и углядели, что хозяин машины зачем-то изменил бензосистему двигателя, -- топливо поступало не из двигателя, а из дополнительной емкости в багажнике. В самом же бензобаке дотошные милиционеры обнаружили какое-то серое вещество и тут же отогнали автомобиль на пустырь за селом Кызыл-Тогай. Туда съехалось все местное начальство из УВД, прокуратуры, ФСБ и даже адмнистрации, которое поначалу с большим интересом лично осматривало "улов". Лишь незадолго до подрыва прибывшие специалисты отогнали всех на безопасное расстояние и начали обследование машины. Единственное, что успели два эксперта-взрывотехника -- сотрудники ЭКУ МВД Карачаево-Черкесии подполковник Сергей Ревенко и майор Валерий Бойко, -- подтвердить, что машина действительно заминирована. Ровно в 10.00 "Жигули" взлетели на воздух вместе с милиционерами.
Как выяснилось, перегонял задержанную черкесскими милиционерами машину 24-летний житель местного села Московское Хубиев, который и стал пока единственным и основным свидетелем по делу о всех трех терактах. По предварительным данным, "свои" "Жигули" он должен был доставить в Невинномыск, причем, как утверждают эксперты, таймер этой мины, возможно, как и в двух других случаях, уже заранее был выставлен на 10 часов утра.
Виктор ПАУКОВ