|
|
N°52, 26 марта 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Оборонную промышленность поделят на корпорации
5 апреля на заседании правительства будет рассмотрен проект программы реструктуризации оборонно-промышленного комплекса России. О том, каковы цели и задачи программы, заместитель министра промышленности, науки и технологий Леонид САФРОНОВ рассказал корреспонденту газеты «Время новостей» Ольге АНТОНОВОЙ.
-- Чем эта программа реструктуризации оборонки отличается от предыдущих?
-- В ранее разрабатываемых программах делался упор на конверсию и рыночные механизмы. Ни то ни другое не сработало. Конверсия не удалась в первую очередь из-за скудности вкладываемых средств. Они составляли лишь 1,2-1,5% от годового объема производства предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). Таким «комариным укусом» остановить гибель ОПК невозможно. Что же касается рыночных механизмов, то они в ОПК плохо работают не только в России. На эту отрасль довольно сильно влияют политические факторы, секретность, проблемы мобилизационных ресурсов и т.д. Я хочу отметить, что процесс акционирования оказал резко отрицательное влияние на большинство предприятий ОПК. Виновато, конечно, не акционирование, а отсутствие системного подхода и плохой менеджмент. Не пошли в ОПК и инвестиции. Российские бизнесмены ориентируются на «короткие» деньги, а производственный цикл в ОКП занимает несколько лет. Новая программа предполагает принципиально новый подход к реформированию и управлению ОПК.
-- В чем суть этого нового подхода?
-- Мы предлагаем создать крупные холдинги, которые объединят профильные оборонные предприятия. По нашим оценкам, таких корпораций будет 36, в то время как оборонных предприятий сегодня (в зависимости от критериев) от 1700 до 6600. Разумеется, это устраивает далеко не всех. Корпорации будут главными бюджетополучателями. При этом им будет дано право самостоятельно вести военно-техническое сотрудничество. Остальные предприятия должны будут реализовывать соответствующие проекты через эти корпоративные структуры. То есть мы отдаем часть полномочий федеральных органов исполнительной власти «вниз». Чиновники будут общаться с представителями ОПК через эти корпорации. По нашим оценкам, именно такой подход может запустить рыночные механизмы. И конверсия -- далеко не главный инструмент. Наша программа имеет три основных источника и три составные части. Источники -- это госпрограмма вооружений, которая будет утверждена в самое ближайшее время, программа военно-технического сотрудничества (ВТС) и приоритетные направления в производстве гражданской продукции. Составные части -- отбор приоритетных проектов, интеграция предприятий, занимающихся реализацией проектов в крупные корпоративные структуры; их реструктуризация и финансовое оздоровление.
-- Вы сказали, что одним из источников программы является программа ВТС, что это за программа?
-- Речь идет о прогнозах. ВТС России в ближайшие 4--5 лет выйдет на сумму 3--4 млрд долларов в год. Это произойдет за счет крупных поставок авиации в Индию и Китай, ПВО в Грецию. А вот потом будет тяжело -- эти крупные контракты иссякнут. Поэтому нужно уже сейчас думать, чем заменить эту продукцию.
-- Расскажите поподробнее о составных частях программы.
-- Самая сложная часть программы -- выделение приоритетов. Сильное «управляющее воздействие» мы получили от премьер-министра: выслушав 7 декабря прошлого года на заседании правительства доклад Росавиакосмоса, он подверг резкой критике большое количество одновременно разрабатываемых проектов. По авиации работа по определению круга приоритетных проектов практически завершена, по остальным видам техники, как военным, так и гражданским, эта работа продолжается.
Предприятия, реализующие проекты, мы условно называем «ядром» ОПК, на его основе и будет происходить концентрация военного производства. Конечно, надо понимать, что эти предприятия не будут отказываться и от гражданских заказов. Важным звеном реформы является реструктуризация и финансовое оздоровление «ядра». Но не менее важна и конверсия, и финансовое оздоровление предприятий, не попавших в «ядро». На проведение этих мероприятий в первую очередь и направлены финансовые ресурсы программы реформирования. Конверсия сейчас ругательное слово -- в основном из-за того, что раньше считалось, что конверсия и рынок автоматически реформируют ОПК. Жизнь показала, что это не так. Без государственной воли реформировать ОПК не удастся. Даже на этапе отбора приоритетных проектов необходимо принимать во внимание не только технико-экономические, но и политические критерии. Например, степень нашего участия в проектах, реализуемых совместно со странами СНГ (Ан-70, Ан-140, Ил-76, комплексы ПВО и т.д.).
Ко второму этапу реформирования мы относим интеграцию предприятий ОПК. Здесь ненужный ажиотаж разгорается вокруг вопроса о количестве и конкретном составе системообразующих корпоративных структур. Мы считаем, что это важно, но эти вопросы могут и должны решаться на этапе реализации программы.
-- Вы сказали, что по авиации работа по выделению приоритетных проектов закончена. Каковы ее итоги?
-- Если говорить, о гражданской авиации, то это семейство Ил-96 с акцентом на российское оборудование (двигатели и авионика) и семейство Ту-204. Что касается военной авиации, то на сегодняшний день это многофункциональный истребитель поколения «четыре плюс», а через десять лет это будет истребитель пятого поколения. В частности, это семейство Су-27. Кроме того, сейчас очень важно не потерять линию по модернизации МиГ-29. Всего в авиации будет пять крупных корпоративных структур: самолетная, вертолетная, две двигательных и по авиационному оружию. У самолетостроительной даже есть условное название -- «АИСТ».
-- Какие корпорации вы относите к системообразующим и кто ими будет управлять?
-- Мы выделяем три группы корпораций. Это -- поставщики финальной продукции (самолеты, вертолеты, танки, надводные корабли, подводные лодки и т.д.), поставщики систем вооружения (авиационное оружие, морские ракетные системы, вооружение сухопутных войск и т.д.), головные поставщики силовых установок и систем обеспечения (авиационное двигателестроение, системы боевого управления и т.д.). А вот кто управляет -- это вызывает кучу возражений. Мы считаем, что такие корпоративные структуры самостоятельно взаимодействуют со всеми федеральными органами исполнительной власти в части реализации своих задач и полномочий (министерствами, агентствами и т.д.). Важно, по крайней мере на первых порах, сохранить государственный контроль и решающее влияние в совете директоров, если форма корпорации акционерная.
-- А будут и другие формы?
-- Около половины корпораций в начальной стадии будут существовать в форме государственных концернов, то есть одно из предприятий назначается головным, а остальные дочерними.
Я уже говорил, что это новая программа, и мы пытались не связывать себя традиционными подходами, хотя это и звучит вызывающе. Дело в том, что весь ОПК находится в чрезвычайно плохом состоянии. Средняя загрузка предприятий менее 20%. На многих ведущих предприятиях загрузка существенно ниже 10%. Говорить о качестве продукции на таких предприятиях, о разумных ценах или его головной роли не приходится. Поэтому традиционное представление, что во главе -- КБ или институт, не всегда верно. Выбор головного предприятия должен основываться на его роли в продукции, выпускаемой корпорацией, финансово-экономическом состоянии, степени контроля со стороны государства. При этом его местонахождение (Москва, Казань или Владивосток) не должно играть решающей роли.
-- Когда программа будет утверждена?
-- Сейчас идет процесс ее согласования. Программа была направлена в министерства и агентства по оборонным отраслям промышленности. Мы получили замечания. Подавляющее большинство из них может быть устранено в один-два дня, и это можно сделать сейчас или сразу после заседания правительства, которое намечено на 5 апреля. Есть одно замечание, которое принципиально может изменить подход к программе. Агентства по оборонным отраслям промышленности предлагают создать пять отраслевых программ реформирования ОПК. Ряд регионов прислали предложения о создании собственных федеральных целевых программ реформирования ОПК. На согласительном совещании в нашем министерстве компромисса достичь не удалось. Наш подход сводился к тому, что программа должна рассматриваться как единый механизм, обеспечивающий реформирование всего ОПК. После ее утверждения можно и нужно разрабатывать конкретные проекты, в которых будут учитываться региональные и другие интересы. Для этого в программе есть соответствующие разделы. В соответствии с регламентом следующее согласительное совещание должно пройти в правительстве на следующей неделе.
Беседовала Ольга АНТОНОВА