|
|
N°168, 10 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Журналистика в информационном обществе
Новое информационное общество становится обществом знаний по быстроте и доступности информации. Реализация новых технологических решений резко ускоряется, и роль информации в обществе повышается. Журналистика из элитарного средства, которое было доступно в XVII веке лишь избранным, главным образом представителям власти, феодалам, служителям церкви, преподавателям университетов, превращается в могущественное средство развития и саморазвития, развития производительных сил, наступает новый экономический порядок, меняется характер деятельности производительных сил и производственных отношений.
Информация становится во главу угла в развитии всех важнейших современных технологий. Билл Гейтс символизирует быстроту развития новых технологий, которые влияют и на содержательную сторону дела, существенным образом изменяя социальную картину мира, картину развития общества, его социальной и экономической сферы.
Текст сегодня является самостоятельным фактором, и в некоторых европейских странах есть интернет-центры, развивающие идею торговли текстами, которые могут использоваться в разных вариантах. Пользователь получает текст в компьютере, читает его, слушает и смотрит. Это новый элемент развития (и он помогает лучше понять динамику журналистики, то, ради чего осуществляются коммуникации), который позволяет совершенствовать технологические возможности и расширять потребности в коммуникации, поднимать уровень культуры. В силу специфики развития массмедиа в Европе и вообще в обществе свободного предпринимательства одной из важнейших сторон СМИ была и остается реклама, но с ростом конвергенции ситуация несколько меняется, поскольку реклама оказывается вне размещаемого в Интернете текста, который, собственно, и является содержанием журналистики, как, впрочем, и реклама.
Возникает такая ситуация, что интернет-журналистика может существовать и без рекламы или отдельно от рекламы, во всяком случае, сегодня проблемы финансирования журналистики с этой точки зрения меняются, возрастает цена текста, или контента, содержания. Сейчас наряду с множеством сайтов, где имеется серьезное содержание, в Сети широко представлены и такие сайты, которые содержат ложные или устаревшие сведения, и в этом смысле пользоваться Интернетом часто очень опасно. Во множестве курсовых, дипломных работах студентов и даже в диссертациях содержатся подчас нелепые положения и информационные данные, заимствованные или переписанные из Интернета, не говоря о газетах, особенно районных, которые часто живут за счет перепечаток из Сети.
Поэтому качественное содержание само по себе становится уже достаточной ценностью, не требующей подкрепления рекламой, что может привести к изменению в экономике средств массовой информации, хотя, может быть, говорить об этом преждевременно. Недавно «Известия» опубликовали данные о том, что в Америке ТВ-реклама настолько дискредитирована, что там продают специальные приборы, для того чтобы можно было рекламу не смотреть. А кто же будет давать рекламу на телевидение, если зрители будут ее специально выбрасывать? Пока это вопрос без ответа.
Интернет имеет определенный и не очень высокий уровень рекламы, который даже растет, но очень медленно. Но тем не менее проблема остается. Концепция рекламы претерпевает изменения.
Развитие новых технологий Интернета, как и различных национальных структур, в каждом случае происходит в особых условиях. Сейчас, к примеру, довольно уверенно предсказывают вторжение мобильной телефонии в СМИ -- читать газеты, смотреть телевидение, слушать радио уже сегодня можно с помощью сотового телефона. Не станет ли мобильник самым эффективным если не СМИ, то средством доступа к СМИ и к информации?
Ясен Засурский, декан факультета журналистики МГУ