|
|
N°168, 10 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ответственный бизнес
Телевидение неминуемо дает ориентиры и представления о том, в какое время, в каком месте мы находимся и как мы живем. Существует известное противоречие, с которым все люди телевидения постоянно сталкиваются и которое вынуждены разрешать. С одной стороны: репутация -- социальная ответственность -- социальные функции -- просветительские моменты. С другой -- сделать все это без наличия огромных финансовых ресурсов невозможно и нереально, иначе это будет телевидение убогое, бедное, неинтересное. Найти баланс между желаемым и возможным -- это главная задача, которую должен решать для себя любой телевизионный начальник, и, к слову сказать, не только начальник.
Сейчас все телевидение в России фактически государственное, за исключением разве что канала М-1. Я не хочу обижать коллег, но по большому счету все телевидение сейчас -- кроме дециметровых каналов, отдельных региональных сетей и отдельных региональных программ на отдельных региональных каналах, где очень невысока стоимость распространения сигнала, -- все большие каналы в той или иной степени зависят от государства. В России 11 часовых поясов, поэтому федеральные каналы без помощи государства сейчас существовать не могут. Они могут обеспечить вещание в больших городах-«миллионниках» сами. И экономически это абсолютно рентабельно. Дальше это -- социальная функция. Мы говорим о городах с населением меньше трехсот тысяч, из которых, собственно, в основном и состоит Россия.
Если говорить о приводных рычагах, которые может использовать государство, то я сегодняшнюю ситуацию не сравню даже со временами Горбачева, которые теперь принято называть самыми либеральными. Я никогда не забуду, как закрыли программу «Семь дней», которой я руководил и был ее главным редактором, -- после моей командировки в Баку в январе 1990 года. Ее закрыли именно после этого и после тех материалов, которые мы оттуда привезли. И, соответственно, я прекрасно помню 90-е годы и то, как Михаил Никифорович Полторанин вызывал на ковер и жесточайшим образом требовал неукоснительного подчинения. Я прекрасно помню все совещания в Кремле и в 96-м, и в 97-м и в 98-м, когда я работал на НТВ, и механизм управления частным телевидением тогда был куда более жестким, чем любые попытки, предпринимавшиеся после.
На каком-то этапе каждый для себя определяет, что он может и чего он не может, что станет делать, а чего -- не станет. Каждый сам определяет грань. Я знаю точно, что все, что не достойно быть на телевидении, на канале общенациональном, федеральном, сегодня, конечно, присутствует в эфире. Но не в эфире канала «Россия».
Если же говорить о ежедневном взаимодействии, то мы государственная корпорация, а потому есть механизмы координации и поиска общих путей и адекватных решений.
Когда рекламный рынок удвоится, тогда телевидение сильно изменится. Возникнет возможность появления по-настоящему частных каналов, основанных на рыночных механизмах существования. Пока такой возможности я не вижу. Объем рекламного рынка зависит от привлекательности страны и от развития рыночных механизмов внутри страны. Мои основные рекламодатели -- это крупные западные корпорации, которые осваивают наш рынок, и некоторые внутренние производители. Как только возникает благоприятный климат внутри страны, рынок моментально ощущает это на себе. Рост рынка рекламы у нас неуклонно продолжается, но тем не менее он сейчас такой же, как в Польше. Что неправильно. На следующем этапе развития одна из важнейших задач всех разумных людей -- это появление нового мощного негосударственного федерального канала.
Председатель ВГТРК Олег ДОБРОДЕЕВ, выдержки из интервью