|
|
N°168, 10 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рынок диктует свое
Нужны ли общенациональные СМИ в таком государстве, как Россия?
Россия -- это Византия. А в Византии всегда существует одна главная газета, по которой вся страна сверяет курс: что происходит в Москве, в Кремле, о чем думает федеральная власть? Сейчас такой «главной византийской газетой» у нас в стране позволено быть частной газете. Это -- принципиальное изменение, произошедшее после 1991 года и крушения коммунизма в России. (Замечу в скобках: в Китае «главная византийская газета» -- государственная.) И проблемы, которые предстоит решать «Известиям» в ближайшие годы, во многом объясняются борьбой вокруг того, чем, каким должно быть главное ежедневное издание страны.
Но самое важное, что общенациональные СМИ в России сейчас должны решать не только задачу информирования общества или развития бизнеса. В России происходят два жизненно значимых процесса: становление гражданского общества и формирование русской, российской нации. В такой ситуации стране необходима газета, которая будет не только наиболее объективно, оперативно и адекватно информировать своих читателей, но и идти на полшага впереди -- формировать приоритеты и основные направления развития, задавать новые координаты системы ценностной ориентации общества, если угодно -- вырабатывать стратегию развития государства. Задачи сродни тем, что выполняли газеты в Европе уже в XIX веке. (Вот вам еще одно свидетельство масштабов нашего отставания от Западной Европы.) Одно «но»: на дворе-то уже XXI век, и роль газет принципиально меньше, они функционируют в едином информационном пространстве с телевидением и Интернетом. Телевидение дает картинку с места событий быстрее и ярче. Интернет дает информацию неизмеримо оперативнее и подает подчеркнуто лаконично, по-деловому, в современной стилистике. Соответственно, чтобы сохранить свою нишу, газеты должны выработать иной подход к информации -- ее отбору и анализу событий и процессов.
Кроме того, рухнула система распространения, а ежедневная газета, приходящая на второй день после выпуска, -- это театр абсурда. Следовательно, необходимо активное, даже агрессивное внедрение газеты в Интернет. Это то, что сейчас происходит с сайтом «Известий». Число посетителей нашего сайта уже сопоставимо с количеством читателей бумажной версии газеты. Посетители сайта моложе, и удельный вес руководителей среди них почти в три раза выше. Значит, работа в Интернете -- это работа на будущее.
Не будем забывать, что издание газеты -- это еще и бизнес. Бизнес будет диктовать свое. Объем рекламы в Интернете пока несопоставимо меньше, чем даже в печатных СМИ. В абсолютных цифрах это приблизительно восемь-девять миллионов долларов. Хотя темпы его роста гораздо выше. В 2002 году -- почти в два раза. Рынок рекламы в газетах увеличился на 23%, в том числе в ежедневных -- на 18%. Это при том, что в последние пять-шесть лет обозначился абсолютно четкий тренд: темпы роста рекламы постоянно снижаются и затухают. Но -- повторю: объем рекламы в Интернете пока гораздо меньше, и у газетного бизнеса есть еще 15--20 лет, чтобы приспособиться к новым условиям работы.
Прибыльна сегодня деловая пресса. Если говорить о желтой прессе -- там есть несколько ярких примеров прибыльного бизнеса. Абсолютное большинство общественно-политических газет убыточны и сидят на дотациях. Приятно, что «Известия» -- одно из немногих исключений из этого правила.
А вообще, в каждом сегменте медиарынка (желтая пресса, качественная пресса, деловая пресса) выявится лидер, который будет в географическом плане общенациональным изданием. В общем-то именно это сейчас и происходит.
Кризис ежедневных газет неизбежен. Рынок все расставит на свои места: появятся нормальные издательские дома, владельцы которых будут четко понимать, что одна газета может принести прибыль в 40%, а другая - 4%, и хорошо уже то, что она не дотационная. Именно поэтому столь популярным в российском медиабизнесе становится понятие «капитализация». Все начинают осознавать, что необходимо выстраивать диверсифицированные холдинги. Должно быть несколько центров прибыли, тогда бизнес становится устойчивым. Только ежедневная газета -- этого уже недостаточно.
Михаил КОЖОКИН, главный редактор газеты «Известия», выдержки из интервью