Время новостей
     N°168, 10 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  10.09.2003
Усыхание стабилизационного фонда
Предполагаемый объем государственной "заначки" сократился вдвое
Стабилизационный фонд, который еще только планируется создать, уже уподобился бальзаковской шагреневой коже. Согласно вчерашним заявлениям высокопоставленных чиновников Минфина, с весны, когда был впервые обнародован предполагаемый объем стабфонда, он сократился более чем в два раза. По первоначальной задумке ведомства Алексея Кудрина, в стабфонд должно было быть собрано в ближайшие несколько лет 1,1 трлн рублей (8,7% ВВП). Это позволило бы успешно латать бюджетные дыры в течение трех лет при цене нефти 12 долларов за баррель. Летом концепция формирования стабфонда изменилась. В частности, речь шла уже о накоплении в ближайшие три-четыре года 688 млрд рублей в ценах 2003 года (5,25% ВВП). Этой суммы, по оценке Минфина, должно было вполне хватить для исполнения бюджетных обязательств в течение тех же трех лет, но уже при цене 15 долларов за баррель. Вчера первый замминистра финансов Алексей Улюкаев обнародовал новую цифру. По его словам, Минфин рассчитывает, что по истечении трех лет объем стабфонда превысит 450 млрд рублей.

Впрочем, как сообщили газете «Время новостей» в Минфине, во внесенных в Госдуму поправках в Бюджетный кодекс (БК), связанных с формированием стабфонда, нет упоминания о величине государственного загашника. Оттуда же, по признанию главы Минфина Алексея Кудрина, изъято и перечисление целей, на которые могут быть потрачены средства фонда. Теперь в случае принятия поправок Госдумой в предложенном правительством виде стабфонд можно будет использовать только в случае чрезвычайной экономической ситуации. Причем для этого необходимо принять отдельный закон.

Как считает старший аналитик финансовой корпорации «НИКойл» Владимир Тихомиров, ревизия поправок в БК вполне обоснована. Правительство таким образом старается избежать ситуации, при которой депутаты в преддверии выборов попытаются заставить его направить часть средств фонда на бюджетные расходы, например социальные. «Правительство считает, что стабилизационный фонд нельзя трогать, даже если придется осуществлять новые заимствования за рубежом», -- сказал он корреспонденту газеты «Время новостей». То, что правительство намерено следовать именно таким образом, вчера подтвердил г-н Кудрин. По его словам, несмотря на то что деньги стабфонда будут размещены в госбумаги ведущих стран (2--3% годовых), а кредиты придется брать под 7%, такое решение обоснованно. Как отметил Алексей Кудрин, более высокие проценты, под которые берутся деньги, по сравнению с размещением являются "ценой за сохранение страхового резерва и предотвращение повторения 1998 года". Таким образом, глава Минфина поддержал своего подчиненного -- замминистра финансов Сергея Колотухина, который нарисовал именно такой сценарий на 2004 год в интервью, опубликованном в газете «Время новостей» от 5 сентября. Владимир Тихомиров соглашается с аналитиками, комментировавшими высказывания г-на Колотухина, что с точки зрения чистой экономики подобный подход -- нонсенс. По сути, получается, что государство наполняет стабфонд за счет новых кредитов, причем себе в убыток, ведь ставки размещения накопленных средств, а это только сверхнадежные иностранные госбумаги, существенно ниже, чем ставки привлечения заемных средств. По подсчетам экспертов, Россия на разнице процентных ставок может терять от 30 до 80 млн долларов в год. Объяснение экономически ошибочным на первый взгляд действиям г-н Тихомиров видит, в частности, в том, что правительство опасается резкого падения нефтяных цен. Если это произойдет при наличии стабфонда, то, как считает Владимир Тихомиров, властям будет проще маневрировать. Если условия заимствования выгодные -- фонд оставляем в покое, если нет, то используем. В противном же случае заимствования придется делать под любой процент. Еще одним объяснением, на взгляд аналитика, могут служить ожидания инвестиционного рейтинга. Вчера, кстати, появилось сообщение агентства Moody's, что вопрос о повышении России кредитного рейтинга будет рассматриваться в уже октябре. Если это произойдет, то цена заимствований станет меньше и, соответственно, убытки от разницы процентных ставок снизятся.

Михаил ВОРОБЬЕВ