Время новостей
     N°169, 11 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  11.09.2003
«В борьбе с исламским фанатизмом необходимо объединяться всем странам»
Жан-Шарль Бризар одним из первых начал информировать мир о международной финансовой сети, стоящей за спиной у террористов "Аль-Каиды". Сейчас этот французский финансовый и экономический эксперт является координатором процедуры подачи иска четырех тысяч семей, пострадавших 11 сентября 2001 года в нью-йоркском Всемирном торговом центре (ВТЦ). Иск выдвинут против банков, благотворительных организаций и частных лиц, причастных к подготовке терактов. В ближайшие дни г-н Бризар, продолжающий собирать доказательства и возглавляющий компанию JCB Consulting International, будет участвовать в международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы деятельности банков по противодействию отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма», организуемой в Москве Ассоциацией российских банков и Комитетом РФ по финансовому мониторингу. Накануне отъезда в российскую столицу Жан-Шарль БРИЗАР, чья организация действует из Лозанны (Швейцария), дал интервью газете "Время новостей".

-- На какой стадии находится сейчас иск, предъявленный группой американских адвокатов во главе с Рональдом Мотли тем, кто подозревается в финансировании и поддержке Усамы Бен Ладена и его боевиков? Продвигается ли ваше расследование?

-- Мы добились немалых результатов. За последнее время у нас появились в деле новые, важные элементы. Уже определены основные шестеренки совершенного акта, выяснены финансовые пружины организации Бен Ладена. В деле напрямую замешаны видные лица мусульманских стран, прежде всего Саудовской Аравии. Банкиры, финансисты, руководители благотворительных организаций... Рано или поздно всем им придется отвечать перед международным судом.

-- Правда ли, будто вы доказываете причастность к финансированию террористических акций членов саудовской королевской семьи?

-- Это так. Собраны факты о совершенно сознательном финансировании террористов со стороны принца Султана, третьей фигуры в саудовской иерархии и министра обороны, принца Фейсала, руководителя огромного холдинга в Женеве, и принца Турки, экс-шефа саудовских спецслужб (ныне этот принц является послом в Великобритании. -- Ред.). Причем принц Султан не только отдавал указания о финансировании "Аль-Каиды" и "Талибана", но и вкладывал в подготовку террористов свои личные деньги. В расследовании нам помогают многие страны: Испания, Марокко, Босния, Иордания...

-- Иск был возбужден по просьбе 900 семей, а теперь вы представляете интересы четырех тысяч семей погибших от терроризма. Почему инициатором этой акции, не имеющей аналогов в мировой практике, стали именно вы, француз?

-- Жертвами исламского фанатизма становятся люди разных национальностей. Я давно занимаюсь борьбой с терроризмом. Моя специальность -- это финансовая и экономическая разведка. До 1996 года я работал в "команде" судебного следователя Алена Моро, которого прозвали во Франции "охотником за террористами". С той поры я начал изучать финансовые потоки преступного мира и уже тогда заметил, какие невероятные, совершенно фантастические суммы шли через счета арабских банков и благотворительных организаций на финансирование терроризма. На глазах у всех из группок религиозных фанатиков создавалась разветвленная многонациональная военизированная сеть. На основе собранных мной материалов в начале 2001 года я подготовил доклад, который опубликовали в документах французского Национального собрания. Один экземпляр сборника послали американцам, которые не обратили на него никакого внимания. Ну а потом, после взрывов 11 сентября, из США ко мне обратились за помощью.

-- Почему не столь давно вы переехали из Парижа в Лозанну?

-- Чтобы быть ближе к нашим клиентам, среди которых много швейцарских банков. Не секрет, многие из них за последнее время были вынуждены столкнуться с феноменами коррупции, за которой стоит отмывание денег через финансовые структуры. В том числе и денег для терроризма. Мы помогаем нашим клиентам идентифицировать злоумышленников и оценивать степень рисков.

-- С чем вы едете в Москву?

-- С предложением об активном партнерстве. То, что "Аль-Каида" связана с чеченскими боевиками, известно всем. Те же самые банки и исламские благотворительные организации, которые участвовали в финансировании моджахедов в Афганистане и в Косово, на Филиппинах и в Индии, связаны и с вайнахским подпольем. Поймите: я отслеживаю события вокруг Чечни не с политической точки зрения, а с чисто технической. Вывод может быть тут только один: в борьбе с исламским фанатизмом во избежание в будущем еще больших трагедий, чем Всемирный торговый центр или "Норд-Ост", сегодня жизненно необходимо объединяться всем странам. Сделать это нужно безотлагательно!

-- Как удается вам, руководителю небольшого предприятия, оставаться эффективным на фоне деятельности многочисленных национальных спецслужб, каждая из которых занимается расследованиями того же рода?

-- Конечно, у спецслужб гораздо больше возможностей, чем у нашей организации. Но они занимаются лишь защитой национальных интересов. Международное сотрудничество на их уровне, насколько я знаю, развито слабо. Мы защищаем частных лиц и работаем, не обращая внимания на национальные границы, по заказу международных адвокатов. Ничего подобного раньше в мире не было! Кроме того, мы централизуем все данные. Результаты не заставят себя долго ждать.

Беседовал Петр РОЗВАРИН, Лозанна--Париж