|
|
N°167, 09 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Интеграционный квартет
Россия готова подписать соглашение о формировании единого экономического пространства
Правительство одобрило вчера проект соглашения о формировании единого экономического пространства (ЕЭП). Кабинет министров предложил Владимиру Путину подписать документ с главами трех стран, которые, как предполагается, войдут в ЕЭП, -- Украины, Белоруссии и Казахстана. Сама процедура подписания должна состояться менее через две недели в Ялте в рамках саммита глав государств СНГ.
Согласно проекту соглашения на территории четырех государств должно быть обеспечено свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, странами -- участниками ЕЭП должна проводиться единая внешнеторговая, налоговая, денежно-кредитная и валютно-финансовая политика. Правда, допускается не полное единство, а только такое, которое необходимо для обеспечения равноправной конкуренции и поддержания макроэкономической стабильности. Документ предусматривает также единство принципов регулирования деятельности естественных монополий, обеспечение недискриминационного доступа и равного уровня тарифов на их услуги. Однако если эти формулировки не вызвали споров у сторон при подготовке документа, то пункт проекта соглашения, предполагающий учреждение единого регулирующего органа ЕЭП, которому страны четверки делегируют часть своих полномочий, вызвал неоднозначную оценку. Тем более что решения этой наднациональной структуры должны быть обязательными для выполнения всеми сторонами. В конце августа занимавший тогда пост министра иностранных дел Украины Анатолий Зленко заявил, что Киев категорически не приемлет идею наднационального органа. По его словам, цель участия Украины в ЕЭП -- создание эффективно функционирующей зоны свободной торговли без изъятий и ограничений. Причем несмотря на то, что г-н Зленко уже не глава МИДа, большинство экспертов на Украине полагают, что политика страны по отношению к наднациональным надстройкам в рамках ЕЭП не изменится. Впрочем, это отнюдь не означает, что из-за этого пункта Леонид Кучма откажется подписывать соглашение. Дело в том, что на первом этапе создания ЕЭП наднациональный орган не предусмотрен. Основная задача первого этапа -- создание зоны свободной торговли между четырьмя странами без изъятий, что Украине должно быть выгодно. А что дальше -- там видно будет.
Есть претензии и у Белоруссии. Ее, в частности, не устраивает, что соглашение предполагает формирование ЕЭП "поэтапно, с учетом возможности разноуровневой и разноскоростной интеграции". Иными словами, каждое государство-участник самостоятельно определяет момент присоединения к тому или иному договору, заключенному в рамках нового объединения. Белоруссия опасается, что ЕЭП повторит печальный опыт СНГ и не станет эффективно действующим интеграционным механизмом. Это, однако, также не повод отказываться от подписания соглашения.
Российские аналитики расходятся во мнении относительно того, политические или экономические мотивы превалировали при решении президентов четырех стран сформировать ЕЭП. А ведь именно от этого, как считает президент Российской финансовой корпорации Андрей Нечаев, зависит, будет ли ЕЭП в конечном счете создано и принесет ли реальную пользу. «Хочется надеяться, что превалирует экономика. Как показывает опыт СНГ, Союза России и Белоруссии, там, где на первом плане политика, толку нет», -- сказал он корреспонденту газеты «Время новостей». По его мнению, странам четверки надо стараться повторить европейский опыт: тесная экономическая интеграция, а затем на ее высшей стадии, возможно, и политическая. Впрочем, до повторения объединительного опыта Европы нам еще далеко. Сейчас же новому интеграционному квартету надо думать о том, как не повторить печальный опыт другого квартета -- знаменитого крыловского, чтобы лет эдак через пять-семь (именно столько российская сторона отводит на формирование ЕЭП) кто-то ехидно не заметил: «А вы, друзья, как не садитесь, все в музыканты не годитесь».
Михаил ВОРОБЬЕВ