|
|
N°167, 09 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рейтинги и потенциал политических партий
Если достаточно условно соотносить основные партии «в целом», то картина выглядит следующим образом. За последний месяц отчетливо выросли показатели «Единой России» (с 6,28 до 7,00 балла). Практически на том же уровне остались оценки ресурсов КПРФ (7,21 за июль, 7,20 за август). Если КПРФ находится как бы «на потолке» своих возможностей, то "Единая Россия" пусть медленно, понемногу, но стремится их увеличивать. За месяц серьезно нарастила ресурсы ЛДПР (с 4,33 до 5,09 балла). Напротив, никак не растут показатели «Яблока». Несмотря на значительные усилия, показатели СПС растут не очень быстро (с 3,58 в июле до 3,77 в августе). Во все более жесткой конкуренции по-прежнему неплохо держится Народная партия (3,60 месяц назад, 3,77 ныне). Таким образом, первая шестерка сохраняется в прежнем составе. На седьмом месте со значительным отрывом по-прежнему Аграрная партия. А вот далее возникли перемены. На восьмом месте впервые появилась Партия жизни -- за счет внезапного для большинства населения старта массированной рекламной кампании во второй половине августа. Сохранили свои места Партия возрождения России и Партия пенсионеров. Покинула первую десятку Российская объединенная промышленная партия -- по имеющимся данным, она не пойдет на выборы самостоятельно.
Данные в целом по России, как обычно, существенно отличаются от партийных ресурсов в Москве.
В Москве выше всех потенциал «Единой России» -- партии власти, опирающейся в первую очередь на административный ресурс, мощные финансы и массированную поддержку центральных СМИ. За прошедший месяц несколько снизился ресурс пока идущей на втором месте КПРФ. Однако ресурсы либеральных партий в Москве, «Яблока» и СПС также не растут, а у «Яблока» так даже снижаются. Тем не менее в целом в Москве либералы по-прежнему сильнее маргиналов. Более заметным стал СПС, догнавший «Яблоко». В отличие от страны в целом, в Москве Народная партия продолжает опережать ЛДПР, занимая достаточно высокое место, хотя ее считают «партией региональных элит» в противовес многим «партиям Садового кольца». У ЛДПР в Москве традиционно мало шансов -- это «партия маргинальной глубинки». Остальные политические партии в столице маловлиятельны.
Десять параметров предвыборной борьбы
Оценки силы региональных партструктур по-прежнему позволяют считать только две партии, «Единую Россию» и КПРФ, партиями в привычном смысле слова -- обладающими разветвленной региональной сетью. Остальные (особенно СПС) имеют много проблем с местными отделениями. Исключение -- Народная партия. Ее местные отделения особенно сильны в тех регионах, где есть депутаты-одномандатники, на которых опирается эта партия.
Довольно серьезно изменились оценки творческого потенциала партийных штабов -- «креатива». Еще месяц назад его ждали прежде всего от «Яблока». Теперь ждут от СПС, КПРФ и Народной партии. «Яблоко» упало на шестое место. «Единая Россия» по-прежнему на пятом. Обратим внимание: в первой десятке по этому параметру присутствуют и «зеленые», и даже загадочная ОРП «Русь».
Львиная доля административного ресурса отдана «Единой России». За оставшуюся малую часть борются КПРФ (регионы «красного пояса») и Народная партия (позиционирует себя как «партия региональных элит», что импонирует некоторым губернаторам). У остальных партий, в том числе так называемых «парламентских», надежд на административный ресурс почти не видно.
Программно-идеологический ресурс наиболее силен у КПРФ -- ее программные установки давно всем известны и даже отчасти популярны у определенной части населения. Программа ЛДПР на сегодняшний день выражена практически в одном слогане на билбордах: «Мы за бедных! Мы за русских!». На третье место эксперты поставили «Яблоко» -- видимо, вспомнив, что именно «Яблоко» со времен программы «500 дней» является чемпионом по написанию всякого рода программ в нашей стране. Программа "Единой России" (4-е место) состоит теперь уже из двух слоганов: «Вместе с президентом!» и «Единая Россия -- сильная Россия!». Пока этого, видимо, достаточно. «Нравственный протест» Народной партии раскрывается через требования восстановить смертную казнь, ограничить аппетиты олигархов и «Насилие -- вон с телеэкрана!».
С финансовыми ресурсами ситуация практически стабилизировалась и едва ли будет меняться. По-прежнему богаче всех «Единая Россия». Затем идет «партия олигархов», СПС. На третьем месте почему-то все так же КПРФ. На четвертом месте ЛДПР. На пятое место опустилось «Яблоко». Остальные партии, как всегда, выглядят совсем уж нищими -- хотя обычно такие оценки далеки от действительности.
Харизма партийных вождей вот уже который месяц сильнее всех у ЛДПР -- В. Жириновский по-прежнему вне конкуренции. На второе место вышла КПРФ с Г. Зюгановым, отодвинув на третье место «Яблоко» с Г. Явлинским. На четвертое место поднялись вожди «Единой России» -- их харизма пока все-таки оставляет желать лучшего. На пятом месте СПС -- антирейтинг ее лидеров (с учетом А. Коха, А. Чубайса и др.) растет быстрее, чем позитивный рейтинг их привлекательности.
По яркости и масштабу PR-акций на первое место вышла «Единая Россия», отодвинув на второе ЛДПР. Однако партия власти, по мнению экспертов, берет свое не столько качеством, сколько количеством мероприятий. На третье место вышла КПРФ, хотя заметных PR-акций у коммунистов в последнее время не видно. Рядом СПС и Народная партия, последняя -- явно за летнюю суперакцию со сбором 7,5 млн голосов населения в поддержку своих инициатив.
По известности партий среди населения лидирует бренд компартии. Это сохранится как минимум еще на целое поколение россиян. На втором месте -- старейший после коммунистов бренд В. Жириновского. Быстро прибавляет в известности «Единая Россия». Одновременно снижается известность брендов СПС и «Яблока». Бренд молодой Народной партии вошел в шестерку наиболее известных.
Информационная поддержка СМИ в основном отдана «Единой России». Далее плотной группой идут СПС (личные выступления лидеров в центральной прессе), КПРФ (суммарный тираж коммунистических изданий, включая провинциальные, по всей России составляет несколько десятков миллионов экземпляров), ЛДПР (за счет регионального телевидения) и Народная партия (планомерно публикуемые циклы так называемых «знаковых идеологических статей» в центральных и региональных изданиях).
Ситуация с электоральной поддержкой практически не меняется из месяца в месяц, что достаточно естественно. «Если бы выборы были в ближайшее воскресенье», то победила бы КПРФ, а «Единая Россия» заняла бы второе место. Третье место заняла бы ЛДПР, за «проходной балл» в 5% поборолись бы «Яблоко», СПС и Народная партия. Практически этим бы и ограничился весь список политических игроков. Однако мы помним, что в такой постановке вопроса таится доля лукавства: в ближайшее воскресенье выборов в Госдуму точно не будет. Значит, у партий есть время для наращивания этого ресурса, а у явно отстающих есть шансы для его усиления за счет блокирования с более «ресурсоемкими» партиями.
По данным проведенного ЦСАиП совместно с ЦИОМ «Глас народа» экспертного опроса (под руководством Дмитрия Ольшанского)