|
|
N°166, 08 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Стратегия монополий
«Первый блин» Игоря Юсуфова станет комом у энергетических либералов
Михаил Касьянов подписал первый значительный документ, подготовленный командой министра энергетики Игоря Юсуфова. Энергетическая стратегия после рассмотрения кабинетом министров 22 мая и до 28 августа находилась на доработке, и в результате серьезные изменения претерпели прогнозы добычи газа и угля, а также выработки электроэнергии. Г-н Юсуфов может уверенно заявлять о том, что практически все майские замечания г-на Касьянова к документу учтены. Правда, в основном лишь формально, и это в конечном итоге может привести к усилению монополизма в российском топливно-энергетическом комплексе.
Игорь Юсуфов работал над Энергетической стратегией практически с момента своего назначения на пост министра в июне 2001 года. Правда, сначала непосредственно разработкой стратегии занимался его заместитель (ныне -- президент Института стратегического развития ТЭК) Владимир Милов. Но написанный рабочей группой во главе с г-ном Миловым документ был "похоронен" министром, а в правительство в итоге направлен новый вариант. С тех пор кабинет министров дважды переносил рассмотрение Энергетической стратегии, так как она попросту мало кого устраивала. В начале этого года было решено дорабатывать документ вместе с нефтяными, газовыми, угольными и электроэнергетическими компаниями, а также с учеными. Эта работа оказалась достаточно непростой, ибо у всех были разные взгляды на будущее российского ТЭК. Тем не менее за несколько дней до майского заседания правительства все точки зрения свели в единый текст и отдали его на рассмотрение кабинета министров.
Претензий к Энергетической стратегии оказалось достаточно. Министр путей сообщения Геннадий Фадеев предсказывал нехватку вагонов для перевозки угля и нефти, добыча которых должна сильно вырасти. Глава ЮКОСа Михаил Ходорковский говорил о том, что в документе нет четкой налоговой политики, а также не прописан порядок доступа к недрам. Вице-премьер Алексей Кудрин не понял порядок экспорта нефти. А сам г-н Касьянов был не согласен с количественными ориентирами по добыче газа и угля. "Вообще я вижу, что происходит снижение доли газа в энергетическом балансе, -- сказал он. -- Хотя в Европе доля газа как раз возрастает. У нас как-то странно происходит. Кроме того, почему у нас рост добычи происходит исключительно за счет независимых производителей? "Газпром" -- такая же компания, как и другие". Этот момент премьер распорядился подкорректировать.
Корректировка произошла такая. Доля угля в энергетическом балансе действительно несколько сократилась. Если в майском документе было записано, что к 2010 году его будут добывать 310--335 млн т в год, а к 2020 году -- 375--445 млн, то в окончательном варианте верхняя граница снижена: 310--330 млн т в год к 2010 году и 375--430 млн к 2020 году. Таким образом, при самом благоприятном развитии экономики в ТЭК доля добычи угля в топливном балансе России немного, но снизится относительно прежних цифр. Главный угольный лоббист -- входящая в группу МДМ Сибирская угольная энергетическая компания всегда настаивала на том, чтобы в стратегии были прописаны ее интересы, которые, по словам ее гендиректора Олега Мисевры, отнюдь не противоречат экономическим интересам государства. Сейчас, когда структуры МДМ скупили электроэнергетические активы по всей стране и ведут строительство энергоугольной вертикально интегрированной корпорации, угольщикам выгодно, чтобы в Энергетической стратегии были записаны максимальные прогнозы по добыче. Ведь тогда они всегда могут сказать, что столь серьезный документ необходимо выполнять. Похоже, г-н Юсуфов и г-н Мисевра находят общий язык.
Однако Михаила Касьянова в данном случае больше не устраивала практически нерастущая добыча газа "Газпромом". А вот в газовой составляющей Энергостратегии кардинальных изменений как раз и не произошло. Прогнозные цифры по добыче остались прежними: она увеличится до 645--665 млрд кубометров в 2010 году и 710--730 млрд -- в 2020 году. Но было найдено довольно ловкое решение поставленной премьером задачи: авторы заставили Энергетической стратегией России больше добывать "Газпром", но при этом уменьшили прогнозы добычи газа независимыми производителями. Газовый монополист заявил о намерении нарастить производство газа до 580--590 млрд кубометров к 2020 году, что и зафиксировано в новом варианте стратегии. Доля независимых производителей в балансе газа 2020 года уменьшилась со 170--180 млрд до 140--150 млрд кубометров. Однако такое решение фактически означает консервирование сегодняшнего монопольного положения "Газпрома" и отсутствие в отрасли конкуренции как класса даже в столь отдаленной перспективе. Ведь в условиях, при которых независимым от "Газпрома" производителям отводится всего лишь четверть российского газового рынка, о ней говорить не приходится, и правительство, похоже, идет на это сознательно.
Что же касается цен на газ, о которых в майском тексте Энергетической стратегии было много неясного, то теперь очевидно, что ситуация будет развиваться по сценарию, полностью устраивающему "Газпром". Уже в 2006 году оптовая цена на газ для промышленных потребителей согласно документу составит 36--39 долл. за тысячу кубометров (сейчас она находится на уровне 23,3 долл.). Это означает, что взятый правительством темп по росту цен на газ -- 20% в год -- сохранится. Правда, реальная цена для предприятий составит порядка 50 долл. в связи с тем, что указанные стратегией планки не учитывают НДС и стоимость транспортировки по сетям низкого и среднего давления.
Таким образом, можно с уверенностью предположить, что текст Энергетической стратегии будет еще долго находиться под огнем критики. И очевидно, что основные дебаты развернутся уже через две недели на Втором американо-российском энергетическом бизнес-саммите, который пройдет в Санкт-Петербурге. Российская бизнес-элита через механизмы РСПП, видимо, самостоятельно попытается разработать программу реализации Энергостратегии, и она, не исключено, будет серьезно расходиться с планами МДМ и "Газпрома".
Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ