|
|
N°166, 08 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Несговорчивые греки
ЛУКОЙЛ рассчитывает на «Транснефть» в переговорах по транзиту Бургас--Александрополис
ЛУКОЙЛ продолжает заниматься разработкой проекта строительства нефтепровода из Бургаса (Болгария) в Александрополис (Греция), по которому нефть из Западной Сибири будет доставляться в порты Средиземного моря, а оттуда -- к восточному побережью Америки. Однако, как заявил в субботу глава компании Вагит Алекперов после разговора с российским президентом, который затем должен был встретиться со своим болгарским коллегой, пока российской компании не удается договориться с одним из участников проекта -- Грецией -- по вопросам тарифной политики. Теперь, как считает г-н Алекперов, к переговорам необходимо подключить «Траснефть», чтобы она наконец решила эту проблему.
Предварительные договоренности по проекту строительства нефтепровода Бургас--Александрополис были достигнуты еще в 1997 году, а сама идея обсуждается с 1994 года. Согласно проекту 285-километровая труба, мощность которой может составить до 40 млн тонн в год, должна соединить порт Бургас в Черном море и греческий терминал Александрополис в Эгейском. Реализация проекта позволит решить часть проблем, связанных с растущим объемом перевозок по Черному морю, к тому же нефтепровод поможет избежать ограничений на проход танкеров через Босфор. Стоимость строительства оценивается в 600--700 млн долл. С российской стороны проектом занимается ЛУКОЙЛ.
По словам г-на Алекперова, сейчас «наступил момент, когда нужно собрать полностью всю технологическую цепочку от Западной Сибири до Новороссийска, далее до Бургаса, Александрополиса, и оттуда будут ходить супертанкеры до восточного побережья США». Он отметил, что сейчас «Транснефть» «увеличила загрузку новороссийского порта, к тому же начала работать каспийская система, куда поставляется нефть из Казахстана». Однако, как считает глава компании, «было бы хорошо сохранить этот транзит, так как нефть идет через российскую территорию, а добыча нефти в Казахстане достаточно стабильна».
Пока же в ходе работы над проектом строительства нефтепровода Бургас--Александрополис проведен «полный анализ всех маршрутов по черноморскому побережью», однако «есть сложности с тарифной политикой, в особенности со стороны Греции».
С момента возникновения проекта Греция вела себя достаточно непреклонно. В течение нескольких лет она не могла договориться с Болгарией о размере долей участников в консорциуме. Однако в конце прошлого года транзитным странам удалось решить эту проблему -- каждой из них будет принадлежать по 33,3%. До этого Греция настаивала на том, чтобы ее доля превышала размер болгарского пакета, однако строительство нефтепровода активно лоббировала греческая Latsis Group, которая уже заявила, что готова реконструировать порт Александрополиса, в результате чего он сможет обслуживать танкеры грузоподъемностью в 300 тыс., а не в 150 тыс. тонн, как сейчас. В конечном счете греки все же уступили Болгарии.
Однако, как заявил г-н Алекперов после встречи с президентом, «у греческой стороны пока достаточно высокие ставки на транзит», в то время как Болгария «быстро согласовала практически все предложенные варианты и структуру будущего консорциума». Теперь, считает глава российской компании, «необходимо подключить «Транснефть», чтобы выйти на сквозной тариф». В «Транснефти» пока ничего не знают о планах подключения транспортной компании к переговорам. «Мы не участвуем в этом проекте, и пока ЛУКОЙЛ с предложениями к нам не обращался», -- заявил вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.
Денис РЕБРОВ