|
|
N°166, 08 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Операция "Закрома родины"
Как бывший милиционер и атаман-уголовник надули "Росрезерв"
В Краснодарском краевом суде на прошлой неделе начался процесс по скандальному уголовному делу о хищении 6 млн долл. у Российского агентства по государственным резервам. («Росрезерв»). По данным Следственного комитета (СК) при МВД, прокрутили аферу атаман казачьих войск Кубани Анатолий Струков и его приятель, глава нескольких фирм Сергей Наташкин. Свидетелями по делу проходят экс-глава «Росрезерва», а ныне министр энергетики Игорь Юсуфов и начальник Средне-Волжского территориального управления (СВТУ) «Росрезерва» Абриг Баймышев.
Как выяснилось в ходе следствия, на криминальном поприще Наташкин и Струков «прославились» еще задолго до эпопеи с «Росрезервом». Первый, кстати бывший милиционер, в свое время умудрился обмануть МВД Казахстана, получив от него 1 млн долл. на закупку спецтехники. Наташкин тогда просто сбежал с деньгами и был объявлен этой страной в международный розыск. Потом он перебрался в Россию, где создал фирму «Паритет Строй Л». В 2001 году эта структура попала в поле зрения российских спецслужб по делу об отмывании 230 млн долл. Анатолий Струков тоже был фигурой неординарной -- по разным обвинениям он отсидел в общей сложности 14 лет, а в начале 90-х годов, освободившись после очередного срока, неожиданно стал атаманом казачьих войск.
Познакомились Струков и Наташкин случайно пять лет назад и, оценив способности друг друга, сразу приступили к совместным проектам. Вначале они обманули ООО «Эльм-Холдинг» -- пообещали отремонтировать ее офис, а вместо этого несколько месяцев бесплатно пользовались помещениями и оргтехникой фирмы. Потом Наташкин вышел на своего приятеля по Казахстану Абрига Баймышева, который занимал пост начальника СВТУ «Росрезерва», и предложил ему купить для закромов родины 64 тыс. тонн зерна по 2300 руб. за тонну, что было на 20% ниже рыночной стоимости. В качестве поставщика должна была выступить все та же фирма «Паритет Строй Л», с которой Баймышев заключил предварительный договор. Этот документ был лично одобрен главой «Росрезерва» Игорем Юсуфовым, который даже выдал соответствующее предписание. Затем Струков и Наташкин отправили в СВТУ поддельное письмо от имени председателя правительства Краснодарского края о том, что цены на зерно вдруг резко выросли, и предложили Баймышеву пересмотреть договор. Последний заключил с «Паритет Строй Л» новый контракт, по которому тонна зерна должна была приобретаться уже по 2900 руб., с хранением зерна в Краснодарском крае, территория которого не относится к СВТУ. При этом Баймышев не известил об изменениях в сделке Игоря Юсуфова, а просто приложил ко второму договору предписание, выданное ранее главой «Росрезерва».
После этого Наташкин и Струков обратились к главе Усть-Лабинского комбината хлебопродуктов (Краснодарский край) Борису Рабиновичу с «выгодным» предложением. Последний за определенную плату наличными выдал документы, что на хлебокомбинат якобы поступило 64 тыс. тонн зерна для «Росрезерва», хотя на самом деле Наташкин и Струков отгрузили туда всего несколько тонн. При этом дельцы заверили Рабиновича, будто стратегические запасы «Росрезерва» являются гостайной, проверять их никто не может, и поэтому аферу выявить невозможно. С документами из комбината Наташкин пошел к Баймышеву, попросил расплатиться за 64 тыс. тонн зерна и перечислить 6 млн долл. фирме Струкова «АВВА» (на счета «Паритет Строй Л» к тому времени был наложен арест по «отмывочному» делу). По данным СК, часть вырученных средств дельцы перевели за границу, а остальное просто прогуляли. Приятели во время визитов в Москву могли запросто спустить за сутки 300--400 тыс. долл. Один раз, к примеру, они вдвоем арендовали один из крупнейших столичных концертных залов, где перед ними всю ночь выступал казачий хор.
Когда афера с зерном всплыла, следователи первым делом допросили Юсуфова и Баймышева, а потом объявили в розыск Наташкина. Струкова же удалось арестовать, и на днях он предстал перед судом.
Александр ШВАРЕВ