|
|
N°165, 05 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Как сделать камикадзе
Спецслужбы и Ахмат Кадыров скорого мира Чечне не обещают
Врио президента Чечни Ахмат Кадыров на прошедшей вчера в Москве пресс-конференции признал, что республике вряд ли не удастся спокойно пережить намеченные в октябре выборы. Причем к дестабилизирующим ситуацию элементам он отнес не только боевиков, активность которых отнюдь не идет на спад, но и федеральные спецслужбы.
«Сегодня те, которые явно не хотят стабилизации и мира в Чечне, опять начинают выявляться там и здесь в республике. Это я имею в виду силовые структуры, которые должны защищать людей, -- сказал г-н Кадыров. -- Я не сказал, что силовые структуры только и делают, что убивают людей, но население так думает: если с оружием и в камуфляже, то федерал. Теперь руководство операцией передано от ФСБ к МВД, теперь с них спрашивать будем и требовать, чтобы не убивали людей».
Спецслужбы же со своей стороны вчера объявили, что впервые смогли получить достоверные показания о том, где и как сепаратисты находят шахидов-смертников, поставивших проведение терактов почти на поток. Из них следует, что скорого окончания диверсионной войны также ждать не приходится. Как оказалось, недостатка в кандидатах на роль камикадзе у лидеров боевиков нет. Причем сам процесс их набора, по полученным спецслужбами данным, никак не связан с политической обстановкой, а по большей части является результатом сугубо социальных проблем, в первую очередь повальной бедности.
По информации главка МВД по Южному округу, 2 сентября в одно из РОВД Грозного с просьбой о применении к нему амнистии пришел 26-летний боец одного из отрядов Масхадова по имени Мовсар. Он признался, что несколько лет был одним из охранников Масхадова и достаточно хорошо узнал «кухню» сепаратистов. Как рассказал боевик, на самом деле среди кандидатов в шахиды не так много фанатиков, как это может показаться. Большинство таких людей якобы сами приходят к боевикам, причем по совершенно земным причинам -- просто рассчитывая, что их семьи после гибели получат «премиальные». Уже потом, во время учебы «патриотов ислама» накачивают наркотиками и психотропными веществами, попутно с ними работают профессиональные психологи. Но даже при этом, по словам Мовсара, полевые командиры не полагаются на смертников, и в каждую бомбу, будь-то «пояс шахида» или «КамАЗ» со взрывчаткой, обязательно прячут дополнительный, радиоуправляемый взрыватель.
По словам Мовсара, поначалу бойцы его отряда не получали деньги за проведенные диверсии, хотя подчиненным Масхадова и другим полевым командирам арабы деньги передавали. «Когда об этом узнал Аслан (Масхадов. -- Ред.), он очень сильно ругался с ними, сказав, что они стали жадными и зарабатывают на крови, -- привели вчера сыщики слова боевика. -- Но спустя месяц, когда один из арабских эмиссаров передал и Масхадову на очередной теракт 100 тыс. долларов, тот их взял». Через две недели диверсия была проведена, ее исполнитель погиб. Мать боевика, которая знала, что должна за смерть сына получить 100 тысяч, по показаниям Мовсара, пришла к Масхадову и сказала, что деньги ей нужны, чтобы вырастить двух внуков, оставшихся сиротами после гибели их отца. Но Масхадов отдал ей только 5 тысяч долларов, сказав, что теракт был проведен «некачественно».
Александр САШИН