Время новостей
     N°164, 04 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  04.09.2003
Не счесть алмазов
Музеи Московского Кремля открыли сезон выставкой царских сокровищ
Всякому времени свои песни и свои представления о прекрасном. Выставка «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле», которой Музеи Московского Кремля открывают сезон, -- о том времени, когда Москва всерьез мнила себя Третьим Римом. А это вам не советский Парк культуры или международный Диснейленд: никакого раскрашенного папье-маше, убогих башенок и уродливых животных. Москва ценила тогда настоящую роскошь и подлинное великолепие. Лучшие архитекторы строили соборы, замечательные художники расписывали храмы, драгоценную утварь везли со всего света: из Святой земли, Византии, с близкого Кавказа и далекого Запада, без отдыха работали кремлевские мастерские. Вклады в храмовую сокровищницу делали «боголюбивые» и «благоверные» цари, царевичи, князья, патриархи. На красоту денег не жалели: щедро украшали золотом, серебром, огромными драгоценными камнями. Сокровища были символом власти, знаком богоизбранности и могущества.

В царском храме -- Благовещенском соборе веками собирали и хранили драгоценную московскую «святость»: чудотворные и мироточивые иконы, княжеские и царские мощевики, золотую и серебряную богослужебную утварь, драгоценные раки вселенских и русских святых, шитые жемчугом облачения духовенства, огромные напрестольные Евангелия в золотых и серебряных окладах. В середине ХVII века изумленный путешественник описывал богатства собора: «Никакой ювелир, превосходно знающий свое дело, не в состоянии оценить крупных драгоценных каменьев, алмазов, рубинов, изумрудов на иконах и на венцах Господа и Владычицы; в этом мраке они горят, как раскаленные угли. Позолота икон, сделанная чистым золотом, и превосходная разноцветная эмаль исполнены с тонким, отчетливым искусством, поражают удивлением ум знатока. По этой причине, как говорят, ценность икон, в этой церкви находящихся, равняется нескольким казнам». Благовещенский собор был домовым храмом московских князей и русских царей, главной церковной сокровищницей государства Российского. Здешние настоятели были духовниками русских царей от Василия Ивановича до Петра I. И после переноса столицы в Петербург самодержцы российские продолжали заботиться о древней сокровищнице, существовавшей дольше, чем нынешний храм.

После многочисленных пожаров и разорений до наших дней дошло почти семь сотен предметов, хранившихся некогда в Благовещенском соборе. Большая часть коллекции теперь находится в Оружейной палате, меньшая по-прежнему украшает собор. Немногие предметы, отобранные для выставки кураторами Ириной Качаловой и Еленой Моршаковой, дают лишь отдаленное представление о роскошном некогда уборе храма.

«Духовные святыни» собора: чудотворные иконы Божией Матери: «Донская и Пименовская» в разорительные для кремлевского музея 1930-е были переданы в Третьяковскую галерею. Увы, но некогда главное сокровище храма -- икона «Богоматерь Умиление Донская» на выставку не попала (хоть и обозначена в роскошно изданном каталоге). Знакомым с музейной кухней несложно представить себе причины, по которым один наш музей отказал другому в предоставлении столь важной для выставки иконы: бессмысленные и беспощадные к зрителю нравы «советского музея» хорошо известны и кажутся порой неистребимыми. Бессильной оказалась даже чудотворная сила иконы, прославившейся победой над Казанью, спасшей Москву от нашествия хана Гирея. В храме хранилось много Богородичных икон: «Богоматерь Одигитрию Пименовскую», привезенную некогда митрополитом Пименом из Константинополя, выдали из Третьяковки. Другие образы и по сей день хранятся в музеях Кремля. Некоторые даже сохранили драгоценные, золотом сияющие, убранные самоцветами оклады. Самая знаменитая из «чтимых» икон на выставке: «Благовещение» из иконостаса собора. Возможно, что написана она самым знаменитым русским иконописцем, прославленным Андреем Рублевым.

Фаина БАЛАХОВСКАЯ