|
|
N°164, 04 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Воровство и рукоприкладство
Главный военный прокурор рассказал о преступности в вооруженных силах
Вчера главный военный прокурор генерал-полковник юстиции Александр Савенков сообщил, что возбуждено уголовное дело против руководившего буксировкой затонувшей атомной подводной лодки К-159 капитана 2 ранга Сергея Жемчужнова. Ему предъявлено обвинение в нарушении правил кораблевождения. Преступность, в том числе халатная, в военной среде остается болезнью, пока не очень-то поддающейся лечению. Генерал привел цифры, за которыми кроются многие человеческие трагедии. За первые шесть месяцев этого года во всех десяти ведомствах, где законом предусмотрена военная служба, от преступлений пострадали 1200 человек. Для сравнения: за прошлый год таковых набралось 2465 человек, из них 16 погибли. Число неуставных отношений по сравнению с прошлым годом выросло на четверть и дошло почти до двух тысяч.
Военная юстиция столкнулась в этом году с новым для вооруженных сил явлением -- резким, на 40%, ростом случаев рукоприкладства. Причем пять человек были забиты насмерть. Против тех, кто распускает руки, с начала года возбуждено 160 уголовных дел, из них несколько против начальников, скрывавших мордобитие. Есть совсем экзотические случаи воздействия командиров на нерадивых подчиненных. В одной из частей заместитель командира, майор, «за систематические невыходы на службу» посадил лейтенанта в подвал и продержал его там под замком почти три месяца. Майора осудили на год лишения свободы, причем не условно.
И хотя главный военный прокурор считает, что с рукоприкладством в армии надо «бороться системно», причины явления лежат на поверхности. Дело в том, что с недавней отменой гауптвахты как таковой офицеры потеряли едва ли не главный рычаг воздействия на казарменных хулиганов и пьяниц. Сегодня командир имеет право посадить провинившегося в камеру для временно задержанных только на 24 часа. За это время, уверен г-н Савенков, суд и прокуратура успеют вынести решение о продлении ареста. В войсках да и в самом Министерстве обороны думают иначе. Чтобы из глухих, отдаленных гарнизонов добраться до прокуратуры или суда, потребуются не одни сутки. По телеграфу же соглашение на арест юристы не дают.
Минобороны и Главная военная прокуратура завалены многочисленными обращениями офицеров из всех военных округов и флотов с просьбой вернуть гауптвахту. Александр Савенков с офицерами согласен, но только с одной оговоркой: помещать военнослужащего на гауптвахту надо только в судебном порядке. Как это принято во всем мире. Такой вариант давно проработан, согласован со многими заинтересованными ведомствами. Тормозит дело, по выражению г-на Савенкова, только «косность военных начальников», которые хотят вернуть прежний порядок определения «на губу». То есть опять сажать без суда.
Второе направление работы военных прокуроров сегодня -- поиск пропавшего оружия. За последние десять лет в вооруженных силах похищено 4695 единиц стрелкового оружия. Отыскали же за это время 3858 единиц. А всего с 1949 года по сей день в розыске находятся 3600 стволов. Воруют, кстати, не только стволы. В Приволжско-Уральском военном округе офицер МЧС унес 150 кг взрывчатки, в Ленинградском -- украли десять ПЗРК «Стрела», на Тихоокеанском флоте за хищение 400 кг тротила и двух тысяч электродетонаторов на шесть лет осужден мичман Гасанов.
Военные прокуроры серьезно взялись за тех, кто использует бесправных солдатиков на строительстве своих дач. В Новосибирске за это к трем годам лишения свободы осужден генерал Михайлов. Чаще всего в качестве даровой рабочей силы военнослужащих-срочников используют в Северо-Кавказском военном округе. Там недавно специально работала бригада Главной военной прокуратуры. На следующей неделе на военном совете округа генерал Савенков расскажет о результатах. «Сейчас никакие погоны и лампасы не спасут от уголовной ответственности, если человек совершил преступление», -- сказал он. В подтверждение главный военный прокурор рассказал, что на днях обвинение в совершении корыстного преступления, повлекшего ущерб государству в несколько миллионов рублей, предъявлено командующему российской погрангруппой в Армении генерал-лейтенанту Абоимову. В отношении еще пяти генералов расследуются уголовные дела.
Самый вороватый из военных округов -- Дальневосточный. Здесь возбуждено три уголовных дела против высокопоставленных военных за хищения продовольствия. Три четверти украденного в военной авиации горючего похищено именно здесь. В этом же округе наиболее часто взрываются склады с боеприпасами.
Наконец, третья сфера приложения сил военной юстиции -- взятки за отмазку от армии. Их число растет. К трем годам лишения свободы осужден подполковник медицинской службы из военного комиссариата в Хакасии. Нечто подобное было в военкоматах Владивостока и Тульской области. А в Пермской области осужден сам военный комиссар, генерал. Часть уголовных дел была возбуждена благодаря «горячей линии» в ГВП для призывников и их родителей. Если раньше ее организовывали на время призыва, то теперь она будет работать круглый год.
В целом довольно мрачную картину скрашивает разве что одно обстоятельство: уровень преступности в вооруженных силах в 2,5 раза ниже, чем по стране.
Николай ПОРОСКОВ