|
|
N°164, 04 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Рельсовая война
В Ставропольском крае подорвана пассажирская электричка
Под Кисловодском вчера рано утром неизвестные террористы подорвали находившуюся на маршруте пассажирскую электричку. По последним данным, в результате диверсии погибли 6 человек, еще 38 были отправлены в больницы. Состояние семи раненых медики вчера оценивали как критическое. Большинство пострадавших составили студенты из Кисловодска, ехавшие в свои институты и техникумы в Пятигорск.
Никаких сомнений в том, что происшедшее стало результатом тщательно подготовленной диверсии, а не технической аварии, не осталось уже через несколько минут после трагедии, когда сами машинисты взорванного поезда еще до прибытия сотрудников спецслужб осмотрели пути. Под рельсами остались две расположенные рядом воронки - диаметром более 2 метров и глубиной 1,5 метра каждая.
Уже через час после известия о ЧП, пока на месте еще шли спасательные работы и «Скорые» развозили» пострадавших по больницам, президент Путин сам позвонил по телефону главе Ставропольского края Александру Черногорову и заслушал от него подробный доклад. Чуть позже в Ростове-на-Дону Владимир Путин, отправившийся в плановую поездку по южным регионам страны, лично встретился со ставропольским губернатором, после чего последний тут же отправился на собственно место теракта организовывать работы по оказанию помощи пострадавшим. Одновременно в Кисловодск для разбирательства по своей линии и руководства восстановительными работами прибыл глава МПС Геннадий Фадеев.
Что же касается расследования самого теракта, то главные «силовики» страны - глава МВД Борис Грызлов и директор ФСБ Николай Патрушев - решили свои планы не менять, выслав только на подмогу ставропольским спецслужбам группы специалистов из Москвы. При этом они также воздержались от каких-либо оценок происшедшего. Г-н Грызлов, находясь в Саратове, лишь сказал журналистам: «Я надеюсь, что преступление будет раскрыто, как раскрывается абсолютное большинство преступлений такого характера».
Хотя, что имел в виду министр, так и осталось полной загадкой. Дело в том, что вчера никто из официальных лиц, помимо собственно следователей, прямо так и не заявил, что подрыв поезда мог быть очередной вылазкой чеченских сепаратистов. Следовательно, непонятно было, о преступлениях какого «такого характера» говорил г-н Грызлов. Если о подрывах поездов - то их не взрывали (не считая Чечни) в России уже давно. Если же действительно речь шла о чеченских боевиках (как о само собой разумеющемся), то хотя бы частично раскрытых терактов, совершенных за этот год, также наберется немного. В результате, напрашивался очевидный вывод, что вялая реакция федеральных «силовиков» на ЧП под Кисловодском означала лишь то, что они решили, судя по всему, не придавать ему формально особого «экстраординарного» значения. Хотя, боевики, успешно взорвав именно поезд, явно «нащупали» еще одно слабое место в обороне федеральных сил далеко у них в тылу. И, возможно, что одним таким терактом дело не оограничится. До сих пор террористы, если применяли какую-либо новую тактику диверсионной борьбы - с использованием женщин-смертниц, груженных взрывчаткой грузовиков, то одиночными ударами не обходились.
По данным следствия, в 7.10 утра электропоезд № 6302 согласно расписанию отправился из Кисловодска в город Минеральные воды, в который должен был прибыть в 9.30. В шести вагонах новой (2002 года выпуска) электрички находились более 600 человек, в основном студенты, обучающиеся в институтах и техникумах в Ессентуках и Пятигорске. Первую остановку поезд сделал на станции Подкумок в 7.30. Там в электричку сели еще несколько десятков пассажиров. А спустя 4 минуты после остановки, когда поезд находился у отметки 53-й км ветки Минеральные Воды - Кисловодск, немного не доезжая станции «Детский центр Орленок», под четвертым с начала вагоном состава прогремели два сильных взрыва.
В этот момент машинист еще не успел разогнать состав до расчетных 100 км/час, и скорость электрички составляла только 60 км/час. Именно благодаря этому, как отметили эксперты, вагон, под которым сработали бомбы, не перевернуло и сбросило вместе с другими под откос. Взрывной волной у него только оторвало одну колесную пару, и вагон удержался на «сцепках» с другими. Сам состав после экстренного торможения протащило еще около 100 метров, но к счастью, он устоял. Как оказалось, взрывами бомб разнесло около двух десятков шпал, но правый по ходу движения электрички рельс, под которым и находились мины, не разорвался, а только провис над воронками.
Через 15 минут на место начали прибывать машины спецслужб и «Скорой». Милиционеры осмотрели окрестности и за железнодорожной насыпью нашли тяжелораненого мужчину. Взрывом ему оторвало правую ногу. Его без сознания отправили в реанимацию. Сыщики предполагают, что именно он с помощью дистанционного управления подорвал два фугаса, мощность которых была эквивалентна 5 кг тротила.
По данным экспертов Управления Генпрокуратуры по Северному Кавказу, бомбы были заложены под желез нодорожным полотном на расстоянии трех метров друг от друга. На их месте образовались воронки диаметром 3 метра. Осмотрев вагон, оказавшийся над эпицентром взрыва эксперты выяснили, что один фугас взорвался под тамбуром, пробив пол, второй взорвался в середине вагона, пробив днище. Гайки и шурупы, которым была начинена бомба, разлетелись по салону. В результате из находившихся в вагоне 53 пассажиров, пострадали 44. Шестеро из них погибли, 38 получили ранения. По данным МПС России всего в составе находился 651 пассажир.
Ремонтные бригады железнодорожников, руководимые лично министром Фадеевым, вчера справились со своей частью ликвидации последствий ЧП отлично. Движение поездов по железнодорожной ветке Кисловодск - Минеральные воды было восстановлено уже к полудню. Объединеную же следственную группу местных УВД, УФСБ и прокуратуры, созданную для поиска террористов, возглавил начальник управления Гекнпрокуратуры на Северном Кавказе Николай Хазиков. Он же и возбудил уголовное дело по двум статьям УК РФ - терроризм и убийство. Правда, вчера никаких конкретных выводов и данных следователи больше привести не смогли. Г-н Зазиков лишь высказал мнение, что за организацией взрыва поезда, очевидно, как всегда стоят чеченские боевики и их главари Аслан Масхадов и Шамиль Басаев. И пока вся надежда оставалась лишь на выздоровление загадочного мужчины, найденного у железнодорожной насыпи. Вчера следователи только предварительно выяснили, что по национальности он является скорее всего карачаевцем.
Александр РАСКИН, Виктор ПАУКОВ