|
|
N°163, 03 сентября 2003 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Театр начинается с афиши
Московский сезон 2003/04 открыт
«Театр начинается с афиши» -- это не максима в духе Козьмы Пруткова, а название чудесной выставки, которую в межсезонье устроил Театральный музей им. А.А. Бахрушина. Примерно 130 экспонатов; самая старая из афиш -- Объявление от Петровского театра (1791), самая дивная -- работа Серова «Гастроли Анны Павловой в Париже» (1909). Полюбоваться, право, есть чем: какой Судейкин! какой Рындин! какие смешные футуристы! Поход в Бахрушинский музей -- лучший из способов провести час-другой перед началом вечернего спектакля, а посмотреть в этом сентябре стоит многое.
Итак, начнем с афиши. Загодя ясно, что самой громкой из сентябрьских премьер будет «Лир» в Театре им. Вахтангова. Поскольку шекспировскую трагедию ставил Владимир Мирзоев, короля Лира играет, естественно, Максим Суханов. Спектакль должен был выйти еще весной, но подвели мастерские. Ярусные декорации оказались катастрофически непрочными -- они угрожающе скрипели под актерами и однажды чуть не рухнули. Играть в таких условиях могли бы только члены стивенсоновского Клуба самоубийц. Громыхнул скандал, все было переделано, укреплено, и сегодня вечером, 3 сентября, наконец состоится первое представление «Лира» -- послезавтра вы, конечно, прочтете рецензию.
Из спектаклей, которые можно было увидеть на предварительных показах, внимания заслуживают два. Первый -- «Дама! Дама! Еще дама», то есть гоголевские «Игроки», которых Юрий Еремин поставил на сцене «Под крышей» в Театре им. Моссовета. Критиков режиссер просил до официальной премьеры в театре не появляться (так оно и полагается), но предыдущий спектакль Еремина на моссоветовской сцене, «Муж, жена и любовник» (рассказ Достоевского плюс одноактная пьеса Тургенева), был очень хорош: будем верить, что удача режиссеру не изменила.
Вторую из рекомендуемых премьер мне довелось видеть: «Что тот солдат, что этот» Брехта в Театре (не пугайтесь!) им. Гоголя. Если вы не сноб, обязательно посмотрите: это отменный режиссерский дебют Константина Богомолова -- чистая, грамотная, остроумная работа. Смысл крайне прост: не ходите в армию. Там вас либо оболванят, либо превратят в мерзавца, либо и то и другое вместе, а ничего иного армия человеку не дает. Актуально.
Главным событием месяца станет фестиваль «Новая драма», который откроется 18 сентября «Трансфером» Максима Курочкина в Центре Владимира Высоцкого, будет длиться ровно неделю и закроется знаменитым уже спектаклем «Мамапапасынсобака» в «Современнике». Эпохальных открытий не обещаю, но интересного будет немало, и благо тому, кто умеет смотреть по два спектакля в день. А кто не умеет -- ну что ж, мы расскажем.
И конечно, конечно, не забудьте: три дня подряд начиная с 13 сентября в здании Театра на Таганке (сцена Содружества) играется «Вишневый сад» Някрошюса. Билеты дороги (до 2000 рублей), но смотреть это нужно. Очень.
Сезон, стало быть, начинается неплохо. Остальное -- по ходу дела.
Александр СОКОЛЯНСКИЙ