Время новостей
     N°163, 03 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.09.2003
МПР откажет ЮКОСу
Каким путем пойдет нефть в Китай -- решит премьер
Министерство природных ресурсов (МПР) даст отрицательное заключение на проект строительства нефтепровода Ангарск--Дацин (Китай), разработанный ЮКОСом. Об этом вчера, выступая на конференции, посвященной защите окружающей среды в зоне Байкала, заявил замминистра природных ресурсов Кирилл Янков. А около месяца назад МПР отправило на доработку документы по сооружению нефтепровода Ангарск--Находка, представленного «Транснефтью». Правда, пока ведомство рассматривало подготовленные компаниями бумаги, правительство уже приняло решение объединить оба маршрута в один общий проект Ангарск--Находка с ответвлением на Дацин. Однако на сегодня варианта прокладки «объединенной» трубы не существует -- кабинет министров в сентябре должен выбрать маршрут трубопровода и определить, какой из двух «рукавов» будет строиться первым. Пока же «Транснефть» более всего устраивает проект, согласно которому трубопровод огибает Байкал с севера, а ЮКОС заинтересован в строительстве «южного» варианта, уже согласованного с китайской стороной. Между тем планируется, что в ходе визита премьер-министра Михаила Касьянова в Китай, намеченного на 22 сентября, в числе прочих будет обсуждаться и вопрос о строительстве нефтепровода, и к этому моменту российской стороне придется принять хоть какое-то решение.

Согласно варианту ЮКОСа, нефтепровод должен быть проложен вдоль южного края Байкала, при этом в непосредственной близости от озера -- на протяжении 80 км. Выйдя из Бурятии, труба пойдет по территории Читинской области вдоль Транссибирской железнодорожной магистрали и в Забайкальске соединится с китайской частью трубопровода. На территории России его протяженность составит около 1450 км, а на территории Китая -- 795 км.

«Северный» маршрут, разработанный «Транснефтью», является частью трубопровода Ангарск--Находка. Он предполагает строительство трубопровода (более 1 тыс. км) вдоль Байкала от Ангарска на север, а затем вдоль трассы Байкало-Амурской магистрали (БАМ) по территории Бурятии, Читинской и Амурской областей до Тынды. Там труба повернет на юг и пойдет до границы с Китаем, а затем до Дацина. Длина российской части маршрута -- 2047 км, китайской -- 920 км.

Как заявил замминистра, его ведомство пока «не признает как приемлемые» оба варианта строительства нефтепровода. «Южный» маршрут пересечет Тункинский национальный парк. Маршрут, лоббируемый «Транснефтью», должен пройти в непосредственной близости от Байкала, а этот регион относится к категории зон с повышенной сейсмической активностью. Г-н Янков заявил: «Один из вариантов противоречит природоохранному законодательству России (для того, чтобы по территории заповедника протянуть трубопровод, необходимо вносить изменения в местное природоохранное законодательство. -- Ред.), второй не лучше, поскольку в случае аварии на трубопроводе быстро устранить ее последствия не удастся».

МПР еще в конце июля вернуло «Транснефти» разработанный ею проект на доработку для создания системы дополнительной защиты на случай повреждения трубопровода. Что же касается варианта, представленного ЮКОСом, то в ведомстве пока официально не комментируют результаты экологической экспертизы, ссылаясь на отсутствие подписи одного из экспертов на протоколе комиссии. Между тем, как отметил вчера г-н Янков, «принципиально вопрос прокладки нефтепровода в восточном направлении нельзя считать закрытым».

Как заявляют в «Транснефти», преимущества представленного компанией проекта (хотя его протяженность существенно превышает альтернативный вариант) в том, что труба проходит в непосредственной близости от месторождений Восточной Сибири, и это может увеличить стоимость участков недр в случае выставления их на конкурс (в частности, Талаканского месторождения в Якутии). «Дело не в длине трубопровода, а в том, чтобы задействовать месторождения Восточной Сибири», -- говорит вице-президент «Транснефти» Сергей Григорьев.

В свою очередь в ЮКОСе напоминают, что представленный ими проект соответствует подписанным ранее межправительственным соглашения между Россией и Китаем, который со своей стороны уже начал активную подготовку к реализации проекта в расчете на то, что трубопровод будет построен по «южному» маршруту и стыковка российской и китайской частей произойдет в Забайкальске.

Чью сторону примет правительство, пока сказать трудно, но, вероятно, в ходе визита премьер-министра в Китай в этот вопрос будет внесена хоть какая-то ясность.

Денис РЕБРОВ