Время новостей
     N°162, 02 сентября 2003 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  02.09.2003
«Посмотри, что он делает»
Путин поддержал правительство Касьянова
Владимир Путин вчера неожиданно дал четкую и однозначную оценку работе российского правительства. Своим мнением он поделился с шефом концерна Royal Dutch/Shell сэром Филипом Уоттсом на встрече в подмосковной резиденции Ново-Огарево. Сообщив, что в России впервые зафиксирован чистый приток частного иностранного капитала, президент заявил следующее: «В данной ситуации ссылки на благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру не очень состоятельны: это результат последовательной экономической политики российского правительства». Затем Владимир Путин заверил гостя, что «правительство сделает все, чтобы сохранить стабильность, достигнутую за последнее время», пояснив, что это касается инфляции, валютного курса и долговых выплат. В ответ г-н Уоттс привел пословицу «Не слушай, что он говорит, а посмотри, что он делает». Имея в виду, что впечатлен именно действиями российских властей, глава Shell поделился с российским президентом: «Я вам могу сказать, что наши инвестиции в проекты на Сахалине являются крупнейшими инвестициями в истории Shell».

Тактика Владимира Путина известна: то, чего от него ждут в России больше всего, он сообщает как бы «при случае», невзначай. Слухи о грядущей отставке правительства, то усиливаясь, то ослабевая, циркулировали на протяжении всего президентства г-на Путина, но в последние несколько месяцев на предвыборном фоне приобрели новое качество вероятности. При этом сам глава государства начиная с 2000 года, и особенно в последние несколько месяцев, старательно избегал оценок работы кабинета Михаила Касьянова. Конечно, у привыкшей к этому российской публики может сложиться впечатление, что вчера президент говорил не о конкретном правительстве, а о руководстве страны вообще. Но подобные сомнения рассеиваются, если вспомнить, как тщательно Владимир Путин дистанцируется от экономической политики и экономической жизни, довольствуясь дежурно-регулярными отчетами гг. Касьянова, Игнатьева, Кудрина и Грефа. Впрочем, встречи президента с «капитанами» мирового бизнеса -- сам по себе элемент налаживания инвестиционного климата. В настоящий момент взаимные уверения в дружбе и сотрудничестве призваны, например, продемонстрировать публике в России и за границей, что кампания против ЮКОСа нисколько не волнует по-настоящему крупных инвесторов.

Из неофициальных источников в Кремле известно, что Владимир Путин к гипотетической отставке кабинета относится прагматически. «Для президента возможность отправить правительство в отставку -- мощный политический ресурс, возможно, самый мощный в арсенале главы государства. Пользоваться этим ресурсом нужно осторожно, лишь тогда, когда это единственное, что остается в сложившейся ситуации», -- поясняет высокопоставленный обитатель Кремля. Долгое время политическая ситуация и рейтинги не требовали от Путина ничего подобного. Однако естественно, что в преддверии выборов в Кремле перебирают все имеющиеся в наличии инструменты, присматриваясь и к варианту смены правительства. В частности, по информации газеты «Время новостей», наиболее серьезно обсуждался вариант использования «мощного политического ресурса» после думских выборов -- чтобы «сгладить» возможный неуспех различных партий власти. При этом многие околокремлевские аналитики по-прежнему со стопроцентной вероятностью оценивают шансы Михаила Касьянова на «второй срок» (прежде всего из-за полного отсутствия альтернатив).

Опросы общественного мнения в последние месяцы зафиксировали постепенный рост доверия к Михаилу Касьянову и его правительству. По данным ВЦИОМ, в июне деятельность премьера одобряли 40% россиян, в июле -- 42%, в августе -- 45%. Это, конечно, не идет ни в какое сравнение с рейтингом самого Путина, но тенденция, как говорится, налицо. Лозунг отставки правительства, который, как казалось совсем недавно, станет главной темой думских выборов, сейчас звучит лишь от традиционных критиков «антинародного курса».

По всей видимости, вчерашний «сигнал» Владимира Путина -- подтверждение того, что он не предвидит в обозримом будущем таких серьезных политических проблем или кризисов, которые потребовали от него «адекватного ответа». Напротив, немотивированная смена кабинета могла бы бросить тень на главный приоритет путинской политики -- пресловутую стабильность. А в такой ситуации для президента логично не сторониться правительства Касьянова, а представить его частью собственной команды. Можно, конечно, предположить, что подобные выводы из вчерашних высказываний Путина -- как минимум натяжка. Но это будет означать, что из выступлений президента вообще не следует делать никаких выводов.

На встрече Владимира Путина с сэром Филипом Уоттсом, где обсуждались вопросы инвестиций Shell в российскую экономику, президент обратил внимание «на любопытный факт»: «У нас редкий случай, когда с такой крупной компанией есть взаимные интересы, но почти нет спорных вопросов, прежде всего в сфере конкуренции». Между тем «спорный вопрос» как раз есть, и это конфликт вокруг группы Салымских месторождений (их запасы оцениваются в 80--120 млн тонн нефти), лицензией на которую распоряжается «дочка» Shell. В июле Минприроды направило в адрес Shell уведомление о возможном отзыве лицензии, если в течение трех месяцев компания не выполнит ранее согласованный план развития месторождения. Кроме того, на 29 сентября назначено судебное заседание, на котором будет рассматриваться иск Shell к МПР. Правда, к другим проектам Shell в России («Сахалину-2» с общим объемом инвестиций в 10 млрд долл. и строительству в альянсе с «Газпромом» трубопровода Запад--Восток стоимостью 18 млрд долл.) претензий ни у кого не возникает. «Мы полны решимости создать хорошие условия и укреплять их для вашей работы здесь», -- заявил г-н Путин г-ну Уоттсу. При этом он добавил, что «у нас может быть крупномасштабное сотрудничество на китайском направлении», тем более что главе государства известно об интересе Shell к северному маршруту «возможного газопровода в Европу». На это г-н Уоттс ответил: «Я уверен, что через некоторое время мы будем работать с «Газпромом» по разработке и добыче на месторождениях в Западной Сибири, а также по транспортировке газа в Западную Европу».

Вчера же Владимир Путин по телефону обсудил нефтегазовые проекты на Дальнем Востоке с премьер-министром Японии Дзюнъитиро Коидзуми. «Насколько я понял, японская сторона не только удовлетворена этим проектом («Сахалин-2», где в число акционеров входят Mitsui и Mitsubishi. -- Ред.), но и рассматривает возможность участия в других (российских. -- Ред.) проектах», -- сказал затем президент.

Андрей ДЕНИСОВ